Президент Владимир Путин поддержал деятельность ОНФ по борьбе с коррупцией на местах
Неделя была богата на заявления о борьбе. Боролись с кризисом, с последствиями падения котировок из-за очередного обвала китайских бирж, с нефтяным обесцениванием, и нефть даже подскочила после известий о том, что могут начаться переговоры о сокращении мировой добычи на пять процентов. Но для России основным вектором была борьба с коррупцией. Об этом говорили на форуме ОНФ, проходившем на Ставрополье.
Более 500 делегатов со всей страны искали выход, докладывали о проделанной работе, вместе с приехавшим на форум Президентом обсуждали "объемы добычи" тех, кто берет взятки и залезает в государственный карман.
По словам Путина, расчищать "авгиевы конюшни" нужно вместе, причем поиск коррупционеров - не самоцель, а реальное средство, которое помогает находить и закрывать лазейки в законах. Ведь цель сегодня - повысить уровень жизни россиян, а для этого регионы должны развиваться. Для развития нужны инвестиции, которые, и это отдельно подчеркивают в ОНФ, не придут туда, где есть коррупция.
По уровню коррумпированности, судя по отчету общественников, лидирует юг страны, на который делается большая ставка и в импортозамещении, и в развитии внутреннего туризма. И получается замкнутый круг - от юга ждут развития, туда вкладываются средства, а нечистые на руку чиновники отталкивают инвесторов.
Всю собранную информацию ОНФ отправил Президенту. И, судя по этому отчету, за последнее время вопросы накопились практически ко всем, кто тратит бюджетные деньги. Вопросы "Что это у вас?" задают прямо по списку - Минпромторгу, Минэкономразвития, Минкомсвязи, далее - везде, включая региональные власти. Это тревожный список тех, о ком еще 250 лет назад Карамзин на вопрос, как там в России, ответил коротко - воруют. Так, кто и на что тратит госбюджет?
Ловись взятка, большая и маленькая! Чтобы лучше "клевало", каждое дежурство они натирали полосатые жезлы пятитысячными купюрами. Брали любые подношения. Хоть колбасой. Сорт, кстати — сырокопчёная "Водительская". А потом падали в обмороки, когда их пришли брать прямо на построении. Инспекторы — карикатурные. Преступления — настоящие. Десятки. Поборы с водителей — от пятисот рублей до тридцати тысяч.
"Камера стояла в течение года внутри поста. Снимала в круглосуточном режиме все происходящее, в том числе, преступные действия. Это и стало основным доказательством вины обвиняемых", - рассказал следователь по особо важным делам следственного отдела по городу Хабаровску СУ СК РФ по Хабаровскому краю Владимир Броян.
Все шестеро отделались штрафами. Самый крупный — 1 миллион 300 тысяч рублей. Выходя из зала суда, один из бывших инспекторов ГИБДД бросает: "Всё выплачу, деньги есть!"
Не страшно и не стыдно. Поэтому и взятки берут, и воруют, прикрываясь должностями и погонами. В Республике Коми начальника управления Службы исполнения наказаний подозревают, в том, что он украл 50 километров дороги. Физически. Вывез семь тысяч бетонных плит и продал. Ущерб — шесть миллионов рублей. Для таких, алчных до бесстрашия, предлагают ужесточить ответственность. Владимир Путин заявил об этом на заседании Совета по противодействию коррупции.
"Нужно совершенствовать и такой антикоррупционный механизм, как изъятие и обращение в доход государства имущества, которое приобретено на незаконные или сомнительные деньги. В том числе, с учётом международно-правовых норм следует возвращать активы, нелегально или незаконно выведенные в другие юрисдикции", - отметил Президент.
Как украсть миллиард, в прошлом году следователям рассказывали чиновники высшего ранга. Сначала сахалинский губернатор Хорошавин обвиняется во взяточничестве и растратах. Широко жил. За три дня красноярского форума спустил 15 миллионов рублей. Номера люкс, рестораны. Комплимент девушке за соседний столик, за эскорт-услуги — машина за три миллиона. И дома — нескромное обаяние. Миллиард наличными, коллекция часов на 100 миллионов рублей, перьевая ручка за 26 миллионов. Арестовали и самого губернатора, и заместителя, и одного из краевых министров.
Когда по подозрению в коррупции взяли губернатора Коми Гайзера — один в один. Коллекция часов на миллион долларов, 60 килограммов драгоценностей, деньги. Действовал в компании своих заместителей, главы госсовета, бывшего сенатора. Всего 15 человек. Ущерб бюджету — миллиард.
Не отсиделся на тихой пенсии и бывший глава Службы исполнения наказаний Реймер. Арестован по подозрению в присвоении трёх миллиардов рублей. Махинации с закупками электронных браслетов для заключённых. Теперь он сам по другую сторону решётки.
В итоге, за 2015 год Россия улучшила свои позиции в антикоррупционном рейтинге. Это данные Transparency International. Каждый год международная организация составляет глобальный отчёт. У России — 119 место из 168. Год назад страна была на 17 пунктов ниже, на 136 месте.
"Вы знаете, все знакомы с информацией, которую предоставляют социологические опросы. Результаты этих опросов хорошо известны: в целом, граждане положительно оценивают антикоррупционную работу, проводимую на федеральном уровне. Но этого совершенно недостаточно. Люди сталкиваются с коррупцией на местах, с так называемой бытовой коррупцией", - напомнил Владимир Путин в своем выступлении.
С коррупцией на местах борется Общероссийский народный фронт. Активисты проверяют госзакупки, составили справочник "серых" схем - издание третье, дополненное. За прошлый год чиновники придумали четыре новых способа относительно честного вывода денег из бюджета. Например, печатать информацию о тендерах белым по белому, чтобы прочесть могли только свои, подставные. ОНФ предупреждает: "Мы всё видим". И чиновники отказываются от необоснованных трат.
"Отменено. Вот так где-то может быть и смешно, и игриво выглядит, но так нашим активистам за два года работы проекта удалось отменить закупок на общую сумму 6 миллиардов рублей", - рассказывает руководитель дирекции проекта "За честные закупки" ОНФ Антон Гетта.
Если кто-то кое-где скромно жить не может, попадает на карандаш ОНФ. Активисты составили "индекс расточительности". Правительство Нижегородской области с шиком слетало в Японию. Чартерный рейс, шесть человек — 10 миллионов рублей из регионального бюджета. Одно из подразделений Федеральной службы по тарифам купило офисное кресло — 250 тысяч рублей. Таможенники заказали подарочные часы с эмблемой — 62 тысячи. Компания "Башнефть" провела новогодний корпоратив — 31 миллион. И, конечно, машины. Дочерние компании РЖД купили представительские авто за 8,7 миллионов рублей. Не отстаёт Росгеология, дышат в спину "дочки" "Газпрома". Вне конкуренции — Росстат. Для проведения переписи на селе приобрели 105 машин бизнес-класса. 143 миллиона рублей.
Журналисты отправили во все эти организации типовой запрос: к чему такая роскошь, особенно сейчас? С 1 января чиновникам запрещено покупать служебные автомобили дороже двух миллионов рублей. В Росстате не растерялись: "Всё честно, дорогие машины куплены до вступления закона в силу". Понятно, успели. В дочерних компаниях "Газпрома" ответили, что они — коммерческие организации, а не бюджетные. В РЖД об этом тоже заявили, но сообщили, что не стали покупать дорогие авто после того, как попали в список расточительных. В Росстате поступили так же. Зависла только ситуация с машиной губернатора Тверской области. Вот "Мерседес", на котором ездит тверской губернатор Андрей Шевелёв; вот и он сам — как раз садится в машину. Закон не нарушал. Не положена чиновнику дорогая машина — не купил. Взял в аренду. По данным ОНФ, областному бюджету с 2012 года это обошлось примерно в двадцать миллионов рублей. Машина стоит в три раза дешевле.
Руководитель рабочей группы регионального отделения ОНФ Тверской области Геннадий Гревцев предлагает сравнить. Три миллиона рублей в год на аренду авто для губернатора. Беременным женщинам на проезд из деревень в областную больницу — в два раза меньше, полтора миллиона. На помощь жильём молодым семьям — пять миллионов.
"На этот год также арендуют дорогостоящие автомобили. Марки "Мерседес", "Фольксваген-Фаетон", стоимостью более двух с половиной миллионов рублей. Именно арендуют", - рассказывает активист.
Пока администрация Тверской области ситуацию не разъяснила. Ограничилась письмом: ответ дадут в установленный законом срок. Нельзя, но очень хочется — арендуй. Так поступают с дорогостоящими машинами чиновники по всей стране. Да, формально закон не нарушают. Теряют неосязаемый капитал — репутацию.
"С точки зрения нас, как граждан, нужно постоянно им показывать: ребята мы не согласны, тыкать их носом, что зачем вы? Возмущаться, ходить на слушания по бюджету в своем регионе. А с точки зрения, скажем, парламента или с точки зрения руководителей ведомств, в которых это происходит, я считаю, что должно всё идти от личного примера руководителя, заместителей руководителя", - говорит представитель "Transparency International" Антон Поминов.
Сейчас для чиновников существует три ограничения: нельзя покупать дорогие машины, мебель ценных пород дерева уместна только в кабинетах руководителей высшего звена, смартфоны не должны быть дороже пятнадцати тысяч рублей. Общероссийский народный фронт после встречи с Владимиром Путиным предложил поправки — ещё чётче прописать, что допустимо для чиновников за бюджетные деньги.
"Написать, на каком стуле, за каким столом, на какой машине, каким классом самолета. Сделать всё остальное вне закона. Будет легче, быстрее начнем экономить бюджетные деньги. И быстрее там этих денег будет хватать на решение социальных задач", - предлагает Антон Гетта.
Впрочем, уже сейчас некоторые управленцы ограничивают себя сами. Вот, например, в Вологде депутатов пересадили с авто бизнес-класса на модели попроще. Экономика должна быть экономной, но и это не идеальный подход. Кто упрекнёт руководителя на дорогой машине, если он будет ездить на ней по процветающему региону?