Нечестных чиновников предлагается лишать квартир, машин и другого имущества
Конфискация имущества - как мера наказания нечистым на руку чиновникам. Сегодня Президент потребовал ведения жестких мер, в том числе изъятие в доход государства наворованного. О том, что нужно сделать, чтобы вымогать взятки и брать откаты, было себе дороже, говорили на заседании Совета по противодействию коррупции.
Среди застарелых проблем российского общества вряд ли найдется такая, что вызывала бы столь же единодушное неодобрение у всех - и простых граждан, и представителей власти - разве что кроме самих коррупционеров. Продажность чиновников – явление постыдное, но распространенное. И, несмотря на успехи в борьбе с ним, Президент признает: до победы еще далеко.
"Вы знаете, все знакомы с информацией, которую предоставляют социологические опросы, результаты этих опросов хорошо известны: в целом граждане положительно оценивают антикоррупционную работу, проводимую на федеральном уровне. Но этого совершенно недостаточно. Люди сталкиваются с коррупцией на местах, с так называемой бытовой коррупцией", - отметил Владимир Путин.
Правда, именно бытовая коррупция ложится в основу статистики правоохранителей. За решетку каждый год отправляются тысячи преступников, но сколько среди них по-настоящему крупных фигур? В прошлом году шуму наделали аресты губернаторов – главы Сахалина Александра Хорошавина и республики Коми Вячеслава Гайзера. На миллионных взятках попались и другие высокопоставленные чиновники, но чаще всего под суд идут те, кто получил взятку максимум в десять тысяч рублей. И далеко не всегда это можно назвать эффективной борьбой.
"Статистика раздувается таким образом, создаётся лишь видимость активной борьбы с коррупцией по очень мелким случаям взяток. В качестве наказания за такие правонарушения мы считаем, что можно установить штрафы и исполнительные работы, а расследование таких преступлений проводить в форме дознания с определением их подсудности мировыми судьями", - считает глава президентской администрации Сергей Иванов..
Борьба с коррупцией – это создание правил, которые мешают чиновникам наживаться за счет своей должности. И многие нормы в России уже действуют. Государственным служащим, причем всем без исключения, запрещено заниматься бизнесом. Те, от кого зависит безопасность страны, не могут держать деньги в иностранных банках. Но Президент убежден, что нужны и другие меры. Например, результат может дать слегка подзабытый, но эффективный метод – конфискация имущества, нажитого непосильным, но нечестным трудом.
"Нужно совершенствовать такой государственный механизм, как изъятие и обращение в доход государства имущества, которое приобретено на незаконные или сомнительные деньги, в том числе с учетом международных норм. Следует возвращать активы, нелегально или незаконно выведенные в другие юрисдикции", - отметил Владимир Путин.
Что касается имущества чиновников, контроль теперь стал проще – поступая на службу, они обязаны декларировать собственность. И у сыщиков появляется возможность сравнить благосостояние чиновника в начале и в конце карьеры.
"Нужно создать гражданско-правовые механизмы взыскания сомнительного имущества при его выявлении в ходе расследования коррупционных уголовных дел. Речь идёт о таком имуществе, в отношении которого возникают сомнения в законности приобретения с учётом доходов должностного лица", - отметил Сергей Иванов.
Пробелы в законодательстве приводят и к тому, что не каждую взятку вообще можно отследить. Ведь нередко деньги передают, что называется, третьим лицам.
"Вы понимаете, о чём идёт речь. Когда потенциальный взяткополучатель говорит: "Мне ничего не надо, вот ему что‑нибудь отнеси". А этот оно, она или он формально никакого отношения к должностному лицу не имеют. И здесь ещё существует, на мой взгляд, прореха в законодательстве, повторяю, не только у нас в стране. В связи с этим считаю необходимым проработать вопрос о привлечении к ответственности в случаях, когда взятка даётся за совершение должностным лицом действий в пользу третьих лиц, а не взяткодателя, а также когда взятка даётся не непосредственно должностному лицу, а указанному им третьему лицу", - сказал глава совета по противодействию коррупции.
Сергей Иванов сообщил: в самих органах власти теперь сформированы 2,5 тысячи антикоррупционных подразделений. И они за неполный год вскрыли 20 тысяч нарушений закона. Но государству нужно не только наказание преступников, но и возмещение вреда.
"Важный вопрос – компенсация ущерба, причинённого коррупционерами. По статистике, из 15,5 миллиарда рублей, подлежащих взысканию по делам о коррупции, в прошлом году удалось вернуть только 588 миллионов рублей. Согласитесь, это достаточно скромная сумма", - отметил Владимир Путин.
Зато о попытках всучить им взятку чаще стали сообщать сами чиновники – в прошлом году таких заявлений было пять с лишним тысяч. Трудно сказать, означает ли это, что в стране стала формироваться своего рода мода на честность, но, по мнению Президента, без помощи общества коррупцию в любом случае не победить.
"Ключевой задачей остаётся формирование в обществе антикоррупционного правосознания. Неприятие к нарушению закона должно воспитываться со школьной скамьи – и в школах, и в высших учебных заведениях, и в средних учебных заведениях, и, конечно, на работе и в семье. Нужно всегда об этом помнить", - подчеркнул Президент.
При этом власть, как было сказано на встрече, должна не просто прислушиваться к небезразличным людям, но главное – реагировать на их заявления.