Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
18 декабря 2015, 21:00

Эксперты начали работать над расшифровкой данных «черного ящика» Су-24, сбитого над Сирией

Сегодня в Москве в присутствии журналистов вскрыли "чёрный ящик" российского бомбардировщика Су-24, который турецкие ВВС сбили над Сирией. Расшифровка параметров самописца начнется уже завтра. В расследовании примут участие специалисты из России и других стран.

Международные эксперты уже отметили беспрецедентную открытость всего процесса вскрытия "черного ящика" и со стороны Межгосударственного авиационного комитета, и со стороны Минобороны.

Из Министерства обороны в Межгосударственный авиационный комитет бортовой самописец доставили в специальном защитном кейсе. Открывали его в присутствии десятков журналистов и телекамер. Дали возможность рассмотреть во всех подробностях. Корпус устройства серьёзно повреждён, но следов постороннего вмешательства в содержимое, да и просто попыток вскрыть нет.

"Обращаем внимание, что болты, которые удерживают эту крышку, не вывинчивались, на них имеются следы лакокрасочного покрытия, оно не нарушено", - сообщил глава комиссии по расследованию авиа-инцидента Николай Примак.

В руках экспертов - лишь часть устройства. Вторую половину, в которой находилась аппаратура для передачи данных, на месте падения обнаружить так и не удалось. Соединительный шнур порван. Самописец мог расколоться при ударе о землю, но не исключено, что недостающую часть унесли боевики. Они находились в районе падения самолёта и несколько дней оказывали сопротивление группам сирийского спецназа, не позволяя им подобраться к обломкам.

Как бы то ни было, российские специалисты получили именно ту часть "чёрного ящика", внутри которой находится модуль памяти с информацией о последних сорока минутах полёта бомбардировщика.

За процедурой вскрытия журналисты наблюдали по видео-трансляции из лаборатории. У специалистов Межгосударственного авиационного комитета, которым и поручено расшифровать данные, огромный опыт подобной работы, но в основном с гражданскими воздушными судами. Расследованием лётных происшествий с боевыми самолётами обычно занимаются сами военные. Ведь параметрические данные могут содержать и секретные сведения. Однако в данном случае сделали исключение. Расследование решено проводить максимально открыто.

На минувшей неделе, когда "чёрный ящик" был доставлен в Москву из Сирии, российский Президент поручил министру обороны пригласить к участию в расшифровке всех, кто мог быть заинтересован в установлении истины.

"Мы обратились к иностранным экспертам 14 стран с приглашением принять участие в работе в качестве наблюдателей, однако за исключением экспертов из Китайской народной республики, господина Лю Шанвэя, и Великобритании, господина Джонатана Гиллеспи, многие другие специалисты, ссылаясь на различные обстоятельства, от участия в расследовании отказались. Также в данной работе принимает участие президент и вице-президент Международного общества расследования авиационных происшествий, граждане США Дель Грандио и Рональд Шлидт", - сообщил заместитель главкома ВКС РФ Сергей Дронов.

Приглашение отправили и в Анкару, однако специалисты оттуда так и не приехали. Хотя, казалось бы, именно власти Турции должны быть заинтересованы в выяснении обстоятельств инцидента больше других. Ведь они утверждали, что Су-24 вторгся в воздушное пространство их страны и был сбит после неоднократных предупреждений. И это несмотря на то, что данные наземных служб говорят об обратном: нарушения государственной границы не было, а выживший штурман рассказал, что никаких предупреждений экипаж не получал.

"На самом деле, никаких предупреждений не было ни по радиообмену, ни визуально. Вообще не было контактов. Нужно понимать, какая скорость у бомбардировщика и истребителя Ф-16. Если бы нас хотели предупредить, то показали бы себя, встав на параллельный курс , а так ничего не было. Да и ракета пришла в хвост нашего самолета внезапно, мы ее не заметили", - рассказал штурман Константин Мурахтин.

Информация из "чёрного ящика" должна позволить однозначно установить истину, и нежелание турецких военных ознакомиться с ней само по себе уже говорит о многом. Хотя, как отметили в российском Министерстве обороны, какие бы данные ни были получены, они не позволят ответить на один вопрос: зачем было стрелять в спину российскому бомбардировщику.

"В любом случае, наш самолет не представлял какой-либо опасности для Турецкой республики и турецких граждан", - вновь заявил Сергей Дронов.

Менее чем через час после начала работы экспертам удалось вскрыть кожух "чёрного ящика" и добраться до модуля памяти. Плату с микросхемами сорвало с креплений, а у трёх из 12 микросхем заметны следы механических повреждений. Возможно, причина в слишком сильном ударе о землю, а возможно это последствия попадания ракеты, которая ударила в хвост самолёта, туда, где и был установлен самописец. Какая информация была утеряна, и удастся ли ее восстановить, эксперты пока сказать не могут.

Окончательные сроки завершения экспертизы в Межгосударственном авиационном комитете пока не называют. Специалисты говорят: сейчас сложно сказать, с какими еще трудностями им придётся столкнуться. Впрочем, они осторожно предполагают, что работа займёт всё-таки дни, а не месяцы.

Читайте также: