В Москве в присутствии экспертов и журналистов вскрыли бортовой самописец Су-24, сбитого над Сирией
Сегодня в Межгосударственном авиационном комитете в присутствии журналистов и иностранных экспертов вскрыли "чёрный ящик" российского бомбардировщика Су-24, сбитого турецкими ВВС в Сирии. Корпус самописца оказался повреждён. Как отмечают военные специалисты, это следствие попадания ракеты в хвост нашего самолёта.
Расшифровку данных придётся вести с помощью особой аппаратуры, микросхемы с информацией сначала будут просвечивать рентгеном. Процесс обещают сделать максимально открытым, и как сказано, первые результаты могут обнародовать уже через несколько дней.
Из Министерства обороны в Межгосударственный авиационный комитет бортовой самописец доставили в специальном защитном кейсе. Открывали его в присутствии десятков журналистов и телекамер. Дали возможность рассмотреть во всех подробностях. Корпус устройства серьёзно повреждён, но следов постороннего вмешательства в содержимое, да и просто попыток вскрыть нет.
"Обращаем внимание, что болты, которые удерживают эту крышку, не вывинчивались, на них имеются следы лакокрасочного покрытия, оно не нарушено", - сообщил глава комиссии по расследованию авиа-инцидента Николай Примак.
В руках экспертов - лишь часть устройства. Вторую половину, в которой находилась аппаратура для передачи данных, на месте падения обнаружить так и не удалось. Соединительный шнур порван. Самописец мог расколоться при ударе о землю, но не исключено, что недостающую часть унесли боевики. Они находились в районе падения самолёта и несколько дней оказывали сопротивление группам сирийского спецназа, не позволяя им подобраться к обломкам.
Как бы то ни было, российские специалисты получили именно ту часть "чёрного ящика", внутри которой находится модуль памяти с информацией о последних сорока минутах полёта бомбардировщика.
За процедурой вскрытия журналисты наблюдали по видео-трансляции из лаборатории. У специалистов Межгосударственного авиационного комитета, которым и поручено расшифровать данные, огромный опыт подобной работы, но в основном с гражданскими воздушными судами. Расследованием лётных происшествий с боевыми самолётами обычно занимаются сами военные. Ведь параметрические данные могут содержать и секретные сведения. Однако в данном случае сделали исключение. Расследование решено проводить максимально открыто.
На минувшей неделе, когда "чёрный ящик" был доставлен в Москву из Сирии, российский Президент поручил министру обороны пригласить к участию в расшифровке всех, кто мог быть заинтересован в установлении истины.
"Мы обратились к иностранным экспертам 14 стран с приглашением принять участие в работе в качестве наблюдателей, однако за исключением экспертов из Китайской народной республики, господина Лю Шанвэя, и Великобритании, господина Джонатана Гиллеспи, многие другие специалисты, ссылаясь на различные обстоятельства, от участия в расследовании отказались. Также в данной работе принимает участие президент и вице-президент Международного общества расследования авиационных происшествий, граждане США Дель Грандио и Рональд Шлидт", - сообщил заместитель главкома ВКС РФ Сергей Дронов.
Приглашение отправили и в Анкару, однако специалисты оттуда так и не приехали. Хотя, казалось бы, именно власти Турции должны быть заинтересованы в выяснении обстоятельств инцидента больше других. Ведь они утверждали, что Су-24 вторгся в воздушное пространство их страны и был сбит после неоднократных предупреждений. И это несмотря на то, что данные наземных служб говорят об обратном: нарушения государственной границы не было, а выживший штурман рассказал, что никаких предупреждений экипаж не получал.
"На самом деле, никаких предупреждений не было ни по радиообмену, ни визуально. Вообще не было контактов. Нужно понимать, какая скорость у бомбардировщика и истребителя Ф-16. Если бы нас хотели предупредить, то показали бы себя, встав на параллельный курс , а так ничего не было. Да и ракета пришла в хвост нашего самолета внезапно, мы ее не заметили", - рассказал штурман Константин Мурахтин.
Информация из "чёрного ящика" должна позволить однозначно установить истину, и нежелание турецких военных ознакомиться с ней само по себе уже говорит о многом. Хотя, как отметили в российском Министерстве обороны, какие бы данные ни были получены, они не позволят ответить на один вопрос: зачем было стрелять в спину российскому бомбардировщику.
"В любом случае, наш самолет не представлял какой-либо опасности для Турецкой республики и турецких граждан", - вновь заявил Сергей Дронов.
Менее чем через час после начала работы экспертам удалось вскрыть кожух "чёрного ящика" и добраться до модуля памяти. Плату с микросхемами сорвало с креплений, а у трёх из 12 микросхем заметны следы механических повреждений. Возможно, причина в слишком сильном ударе о землю, а возможно это последствия попадания ракеты, которая ударила в хвост самолёта, туда, где и был установлен самописец. Какая информация была утеряна, и удастся ли ее восстановить, эксперты пока сказать не могут.
Окончательные сроки завершения экспертизы в Межгосударственном авиационном комитете пока не называют. Специалисты говорят: сейчас сложно сказать, с какими еще трудностями им придётся столкнуться. Впрочем, они осторожно предполагают, что работа займёт всё-таки дни, а не месяцы.