В МАКе все готово к расшифровке информации с бортового самописца сбитого над Сирией Су-24
В Москве в присутствии журналистов вскрыли "чёрный ящик" Су-24, который турецкие ВВС сбили над Сирией. Корпус самописца повреждён, поэтому данные будут снимать при помощи специальной аппаратуры. Расшифровка начнётся уже завтра. В расследовании примут участие и иностранные эксперты.
Бортовой самописец сбитого в Сирии Су-24 будут изучать специалисты Межгосударственного авиационного комитета. У них огромный опыт подобной работы, хотя нельзя не заметить, что обычно экспертам МАК приходится иметь дело с расследованием катастроф гражданских воздушных судов. Изучением же лётных происшествий, связанных с военными самолётами, обычно всё-таки занимается военное же ведомство. Это связано, прежде всего, с тем, что параметрические данные могут содержать и обычно содержат закрытые или даже секретные данные.
Однако, как отметили сегодня на брифинге представители Министерства обороны, данный случай выходит за рамки обычных расследований, и крайне важно, чтобы как можно более полную информацию могли получить все заинтересованные стороны.
Перед самым началом процедуры дешифровки бортовой самописец в специальном защитном кейсе доставили в МАК и продемонстрировали его журналистам. Заметно, что корпус получил значительные повреждения. Впрочем, эксперты объяснили, что модуль памяти надёжно скрыт еще под несколькими слоями металла, а также специального амортизирующего состава, который защищает, в том числе, и от огня. Эту защиту хорошо видно на первых кадрах вскрытия корпуса, которые транслировались из лаборатории.
"Списание информации с защищенного бортового накопителя возможно, обеспечив доступ к модулю памяти, который находится внутри кожуха накопителя. Обращаю внимание, что болты, которые удерживают эту крышку, не вывинчивались, на них имеются следы лакокрасочного покрытия ненарушенного", - отметил председатель комиссии по расследованию гибели бомбардировщика полковник Николай Примак.
Вместе с журналистами за процедурой вскрытия наблюдали и иностранные эксперты. Привлечь к расшифровке информации с бортового самописца представителей иностранных государств ещё на прошлой неделе предложил российский Президент на встрече с министром обороны после того, как чёрный ящик Су-24 был доставлен в Москву из Сирии.
"Мы обратились к иностранным экспертам 14 стран с приглашением принять участие в работе в качестве наблюдателей. Однако за исключением эксперта из КНР, господина Лю Чаньвэя, и Великобритании, господина Джонатана Гиллеспи, другие специалисты, ссылаясь на различные обстоятельства, от участия в расследовании отказались. Также в данной работе принимает участие президент и вице-президент Международного общества расследования авиационных происшествий, граждане США", - рассказал замглавкома Военно-космических сил Сергей Дронов.
К участию в расшифровке бортового самописца приглашали также и представителей Турции. Однако Анкара отказалась прислать своих экспертов. Турецкие власти утверждают, что Су-24 вторгся в воздушное пространство и был сбит после неоднократных предупреждений. Однако по данным с наземных служб контроля уже известно, что нарушения государственной границы не было, а выживший штурман самолёта сообщил, что никаких предупреждений экипаж не получал. Информация из "чёрного ящика" позволит однозначно установить и траекторию полёта, а также прослушать записи всех радио-переговоров. Но в любом случае, как отметили представители Минобороны, возвращавшийся с задания бомбардировщик не представлял никакой угрозы для Турции.
Экспертам удалось извлечь модуль памяти из самописца менее чем за час. Видно, что плату с микросхемами все же сорвало с креплений от сильного удара при падении с большой высоты. Сама плата, в том числе и три микросхемы, получили повреждения.
По мнению военных, повреждения могли быть получены еще при попадании ракеты в хвост самолета, где и установлен самописец. Поэтому сейчас точно сказать, сколько времени потребуется на дешифровку сложно. Однако эксперты выразили осторожную надежду, что им удастся завершить работу в течение нескольких дней. Обо всех результатах работы обещают сообщать по мере получения информации.