Климатический форум в Париже, проходивший в начале недели, превратился в политический
Проблема операций в Сирии и их согласованности стоит настолько остро, что даже климатический форум в Париже, проходивший в начале недели, превратился в политический. Говорить собирались о выхлопах и глобальном потеплении, в результате - обсуждали выхлоп от решения Анкары сбить российский бомбардировщик и вызванное им глобальное охлаждение отношений.
Главной интригой было - столкнутся Путин и Эрдоган в коридорах форума или нет, ведь турецкий президент очень на эту встречу полагался, но Путин от нее уклонился, даже очевидный единственный шанс - сойтись вместе в одной комнате, где делают общее фото участников форума, Эрдогану использовать не удалось. Путин просто прилетел уже после общей фотосессии. Журналисты, освещавшие форум, даже писали, что Эрдоган как бы случайно несколько раз профланировал мимо зала, где проходили двусторонние встречи Путина с другими лидерами, - но тоже безрезультатно.
Кремль объяснил: нам неважно, кто принимал решение сбивать самолет, сейчас нам объясняют - не Эрдоган. Но извинений мы ждем от него.
Путин в кулуарах встретился с Обамой, переговорили с глазу на глаз, и уже по ходу недели ситуация начала развиваться: сначала Пентагон заявил, что Турция приняла решение стрелять самостоятельно, это - не часть действий коалиции, потом Ирак возмутился - откуда турецкие боевые отряды на его территории под Мосулом, это нарушение суверенитета - и снова Пентагон откомментировал: мы знаем об этих подразделениях, но снова - это не часть коалиции, Турция сама это делает.
Причем все эти заявления звучали в буквальном смысле под грохот канонады - сначала британские королевские ВВС дважды отбомбились по Сирии, потом - немцы приняли решение, что и их люфтваффе тоже будут бомбить Сирию - причем никто не ставит в известность даже Совбез ООН, не говоря уж о сирийских властях, просто - принимают решения бомбить.
Трагедия со сбитым турками в небе над Сирией российским бомбардировщиком заставила многих взглянуть на происходящее в регионе по-новому. Через призму возможности большой войны. Осознание того, что мир от катастрофы может отделять одно нажатие гашетки пальцем безвестного турецкого пилота, привело к результату прямо противоположному тому, на который, судя по всему, рассчитывали те, кто отдавал этому пилоту приказ.
"Вы знаете, мне кажется, что за всем этим стоит кто-то в НАТО, в США или какие то силы на Западе. То, что было сделано, это же всё идет против самой Турции. Некоторые сейчас здесь радостно пишут о том, что вот, видите, какой у нас сильный президент. Я бы сказал обратное, никакой он не сильный, а сейчас еще и резко теряет доверие. Вы понимаете, что в итоге получилась? Такие страны как Грузия, Украина, Болгария, Румыния - они все уже давно под полным контролем США. А теперь и Турция тоже попала в такую же ситуацию. Что будет дальше - я, конечно, не знаю. Но то, что на данный момент президент Турции проиграл, это уже очевидно", - заявил генерал в отставке, бывший глава отдела безопасности Генштаба Турции Исмаил Хакки Пекин.
Этот турецкий генерал сам в прошлом военный летчик. По его словам, он, в свое время сам летавший на F-16, ищет и не может найти разумного объяснения тому, что произошло. И не он один. Сегодня в Турции многие в растерянности и видят причину случившегося в каком-то заговоре. И пока Эрдоган, не найдя поддержки на Западе, искал встречи с Владимиром Путиным, в Турции ждали того, чем ответит Россия.
"В основе наших действий прежде всего будет ответственность перед своей страной, перед своим народом. Мы не собираемся и не будем бряцать оружием. Но если кто-то думает, что совершив подлое военное преступление, убийство наших людей они отделаются помидорами или какими-то ограничениями в строительной и других отраслях, то они глубоко заблуждаются. Мы еще не раз напомним о том, что они сделали. И они еще не раз пожалеют о содеянном. Мы знаем при этом, что надо делать", - заявил Владимир Путин.
Эти слова для Анкары, пожалуй, страшнее, чем прямое объявление войны. Ведь в первые дни после провокации Эрдоган рассчитывал на то, что резкие ответные шаги России вынудят НАТО к жесткой реакции. Он ждал этих шагов, теряя драгоценное время, отпущенное ему Москвой для извинений. За это время Россия беспрепятственно закрыла небо над сирийско-турецкой границей непроницаемым зонтом своих зенитных систем, лишая Эрдогана иллюзий.
"Такие игроки, как Эрдоган, своими авантюрными, не побоюсь этого слова, действиями способны спровоцировать военное столкновения России и НАТО, которое будет иметь крайне опасные последствия. Ситуация по сути напоминает эпоху Карибского кризиса, но тогда конкурентами, соперниками были сами великие державы Советский Союз и Соединенные Штаты, и между ними все-таки был наработан определенный механизм взаимодействия, который позволил избежать новой мировой войны. Однако здесь мы имеем дело с действием третьей силы, которая не считает себя связанной никакими обязательствами, и это крайне опасная угроза, поскольку мировое сообщество не выработало механизмов контроля за подобными политиками, за подобными государствами", - говорит старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искендеров.
Западу, видимо, действительно потребовалось некоторое время, чтобы осознать случившееся. Имея за плечами опыт Грузии и Украины, ведущие европейские державы четко дали понять, что на этот раз их спровоцировать не удастся. Нет, конечно, никто на высшем уровне так и не назвал публично турецкое руководство нерукопожатным, однако судя по тому, как заметались в Анкаре, в поддержке ей было отказано. Европа, до последнего времени мирившаяся с тем, что Эрдоган по сути превратил ее в заложники, и шантажируя беженцами, тянул из нее деньги, оказалась не готова стать еще и жертвой его военных авантюр. Кроме того, теперь, когда благодаря нашим противовоздушным системам турки оказались лишены возможности свободно распоряжаться на севере Сирии, обещания Эрдогана создать там так называемую защищенную зону, способную якобы остановить поток беженцев в Европу, не стоят больше и ломаного гроша.
"Я думаю, что борьба с ИГИЛ вместе с режимом Эрдогана в Турции невозможна. Эрдоган - покровитель террористов ИГИЛ и других террористических группировок. Бундестаг в курсе, что Анкара сама напрямую поставляет оружие исламским группировкам", - отмечает депутат Бундестага от фракции "Левые" Севим Дагделен.
Эти слова были сказаны депутатом немецкого парламента в ходе принятия решения по отправке Германией своих войск на Ближний Восток. Сказанное означает, что факт сотрудничества турецких властей с джихадистами в Сирии больше не является табу в Европе и уже служит аргументом при принятии решений на политическом уровне.
"Если вы действительно намерены сражаться с терроризмом и уничтожить его, то должны остановить поставки террористам оружия, их финансирование и прибытие потенциальных боевиков. Эти потоки идут, в основном, через Турцию при поддержке Саудовской Аравии и Катара. Это должно быть первым шагом на пути борьбы с терроризмом", - заявил президент Сирии Башар Асад.
Эти слова Асада были адресованы странам западной коалиции. Парадокс в том, что они слово в слово повторяют те требования, которые на этой неделе выдвинул Анкаре Вашингтон.
"Необходимо, чтобы Турция делала больше для борьбы с ИГИЛ, в том числе для контроля за своей граниецй с Сирией, чтобы через неё не проходили иностранные боевики", - сказал министр обороны США Эштон Картер.
Еще один влиятельный американский политик - наиболее вероятный кандидат в президенты от демократической партии на предстоящих выборах - Хиллари Клинтон и вовсе призвала власти США сменить свою позицию по Сирии.
"Мы должны перестать делать выбор - либо биться против Асада, либо против "Исламского государства". Нам потребуется помощь России. Если не активная помощь, то, как минимум, согласие с тем, что мы делаем в борьбе против ИГИЛ. Прямо сейчас мы не увидим военного поражения Асада. Этого не случится", - заявила кандидат в президенты США Хиллари Клинтон.
Десяти дней не прошло с того момента как турецкий пилот сбил российский бомбардировщик, а как поменялись роли! В той опасной для всех ситуации, которая сложилась в регионе, Асад может в конечном счете оказаться для Запада более предсказуемым и договороспособным игроком, чем Эрдоган. Тем более после того, как его передовые части в конце недели вторглись одновременно на территорию Сирии и Ирака.
"Уроки прошлого в полный рост встали перед мировым сообществом. Исторические параллели очевидны. В XX веке нежелание своевременно объединить усилия в борьбе с нацизмом было оплачено десятками миллионов жизней, самой кровавой мировой войной. Сегодня мы вновь лицом к лицу столкнулись с разрушительной, варварской идеологией. И не имеем права допустить, чтобы новоявленные мракобесы добились своих целей. Нужно отбросить все споры и расхождения, создать один мощный кулак, единый антитеррористический фронт, который будет действовать на основе международного права и под эгидой Организации Объединенных Наций. Каждое цивилизованное государство сейчас обязано внести вклад в разгром террористов. Подтвердить свою солидарность и не декларациями, а конкретными действиями", - заявил Владимир Путин.
Пока же конкретные действия сводятся к стягиванию в регион войск, что делает и без того сложную ситуацию - и вовсе взрывоопасной. Тем более, что американцы предпочитают не слушать наших призывов к объединению на основе международного права. Вместо этого Вашингтон торопится прочертить в Сирии новую линию фронта.
"Если Россия и Иран выступят в качестве блока и позволят Асаду провалить процесс перехода политической власти в Сирии, то выбор наших вариантов будет сокращен и нам придется принять ряд жестких мер. Это представляет угрозу безопасности Соединенных Штатов и каждой европейской страны. Для Европы - это угроза не только в плане того, что произошло в Париже или где-либо еще. Миграция с Ближнего Востока угрожает изменить европейскую политику раз и навсегда", - сказал государственный секретарь США Джон Керри.
Послушать Керри, так ничего не изменилось. Все та же надменность и нежелание слушать и слышать. Однако инцидент с российским бомбардировщиком, неожиданно поставивший мир на грань большой войны, уже подталкивает общественное мнение, главным образом в Европе, к осознанию того, что Западу пора наконец сделать выбор, который он так долго откладывал. Бороться с террористическими группами в Сирии и одновременно добиваться того же, чего добиваются террористы, а именно смены законной власти в этой стране вооружённым путём, больше не получится. В нынешних обстоятельствах отказ от этого выбора обрекает Запад на то, чтобы и дальше следовать в фарватере безумной политики Эрдогана.