Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
29 ноября 2015, 21:15

Кремль и Елисейский дворец обещают координировать усилия по борьбе с террором

Создание коалиции против террора, о которой так настойчиво говорили еще на прошлой неделе после невероятной волны терактов, происходило в невероятно напряженной обстановке. Ведь президент Олланд, летавший всю неделю по миру в поисках союзников в борьбе с ИГИЛ, в момент атаки на российский самолет как раз был в Вашингтоне и встречался с Обамой.

Белый Дом свою позицию высказал еще до конца переговоров - Анкара защищала свое воздушное пространство, мы ее поддерживаем. Олланду оставалось молчать, ведь именно Москва была финальной точкой его антитеррористического турне, результаты которого Турция поставила под удар своей провокацией.

И журналисты во время встречи Путина и Олланда в Кремле отмечали: к русским французский президент приехал несколько смущенным. Принимали в Екатерининском зале, имени той самой императрицы, что с турками воевала и союзниками считать отказывалась. Это было совпадением.

Предложения Москвы действовать вместе Вашингтон недвусмысленно отверг давно. Просто после терактов в Париже президент Франсуа Олланд демонстрировал такую решимость переубедить Барака Обаму, что даже многие скептики лелеяли надежду. Оказалось зря. Стоило Олланду ступить на американскую землю, от его решимости не осталось и следа. И на совместной пресс-конференции доминировал, естественно, Обама. Он снова занимался словесной эквилибристикой на тему некой умеренной оппозиции в Сирии.

"Мы с президентом Олландом согласились, что российские удары по умеренной оппозиции лишь укрепляют режим Асада, чья жестокость способствовала подъему ИГИЛ. Мы согласны, что Россия могла бы сыграть более конструктивную роль, если бы сменила нацеленность своих ударов на разгром ИГИЛ", - заявил американский президент.

Кроме того Обама четко дал понять коллеге, что более активного участия США в борьбе с ИГИЛ ожидать не стоит. И это во многом определило итоги всей поездки. Следившие за активностью президента Франции эксперты, в оценках, мягко говоря, сдержанны. Многие по обе стороны океана вообще назвали поездку Олланда провальной, отмечая, что немалую роль в этом провале сыграла Турция, сбившая российский самолет.

"Важно то, что организаторы хотели помешать созданию крупной коалиции с участием России, Франции, США, Англии против ИГИЛ. Таким образом, очевидно, что Турция сбила российский самолет, и, возможно, сделала это, чтобы помешать, в частности созданию альянса России и Франции", - отмечает историк, политолог Эммануэль Леруа.

Отметила пресса и то, что инцидент странным образом совпал с поездкой Олланда по времени. И что как раз те, кого Турция, союзник США, считают умеренной оппозицией, устроили охоту на наших катапультировавшихся летчиков и спасателей. Например, французская "Фигаро" прямо обвиняет Анкару в саботаже и попытке столкнуть лбами Россию и НАТО. Красноречивый заголовок статьи: "Турция перестала быть нашим союзником".

"За последними событиями на сирийско-турецкой границе кроется желание турецкого президента убить в зародыше международную коалицию, которую Франсуа Олланд хочет собрать для борьбы с террористической группировкой "Исламское государство". Когда-то замечательная страна Турция была союзником Запада. К сожалению, теперь таковой ее считать нельзя", - пишет "Фигаро".

Аргументы об умеренности группировок головорезов, подобной этим, выглядят детским лепетом. Приходит понимание, что их защищают только потому, что они против неугодного Вашингтону Башара Асада. Об этом в четверг говорил и Президент Путин после встречи с Франсуа Олландом в Москве.

"Возникает вопрос, что на этой территории делают представители террористических турецких организаций, которые сами попадают в объектив фотокамер, а потом выкладывают сами себя в сеть. Второе, что на этой территории делают выходцы из Российской Федерации, которые находятся  у нас в розыске  за совершенные преступления, которые точно относятся к категории  международных террористов", - сказал Владимир Путин.

И в этом контексте, кое-какие успехи в турне Олланда все же есть. Похоже, совместными усилиями, по крайней мере, одну проблему сдвинуть с места удалось. Вот что французский президент говорил в Вашингтоне.

"Приоритет – восстановление контроля над ключевыми пунктами, занятыми ИГИЛ в Сирии. Кроме того, нужно срочно закрыть границу между Сирией и Турцией, чтобы больше ни один террорист не пробрался, в частности, в Европу, чтобы совершать такие варварские акты", - заявил Франсуа Олланд.

Слова французского президента по понятным причинам, максимально корректны. Все-таки Турция - союзник по НАТО. Но Франция требует от своего президента бить ИГИЛ по-настоящему. А как одержать победу, если не перекрыть границу, через которую в обе стороны свободно гуляют боевики. Идет торговля и снабжение террористов, да, как оказалось, фактически под прикрытием турецких ВВС. Похоже, в Вашингтоне к доводам союзника прислушались. "США требуют от Турции запечатать границу" – это заголовок в американской "Уолл-Стрит Джорнел". 

"Как считают американские чиновники, размещение на турецко-сирийской границе большего числа войск, включающих в себя пехоту и артиллерию, может стать самым реалистичным способом перекрыть ключевые транзитные маршруты, на которые полагается ИГИЛ, и сдержать тем самым поток боевиков в Европу", - пишет издание.

Вряд ли и от визита Олланда в Москву стоило ждать прорывов и громких заявлений. Лидеры были сдержанны, говоря об итогах переговоров. 

"Мы будем обмениваться информацией о том, какие территории заняты здоровой частью оппозиции, а не террористами, и будем воздерживаться от того, чтобы наносить туда наши авиационные удары, а также обмениваться информацией, где мы точно уверены - и Франция, и Россия - в том, что те или иные территории заняты террористическими организациями. И  будем координировать на  этих направлениях наши усилия", - заявил российский Президент.

"Я сказал господину Путину, что Франция готова и желает работать рука об руку с Россией для достижения общей цели – борьба с террористическими группировками, с "Исламским государством", в первую очередь. Вот почему, я думаю, наша сегодняшняя встреча была очень важной", - подчеркнул президент Франции.

Франсуа Олланд связан по рукам и ногам обязательствами перед Вашингтоном. Лоран Фабиус – министр иностранных дел Франции, взял на себя смелость сказать то, что его президент, кажется, имел в виду.

"Необходимы наземные войска, но они не могут быть наши. Это контрпродуктивно. Наземными войсками могут быть Свободная сирийская армия, арабы-сунниты и - почему бы и нет - войска сирийского правительства", - заявил Лоран Фабиус.

Такое решение единственно верное - считает итальянский эксперт Дарио Читати. По его словам, несмотря, на давление Вашингтона, судьбу Асада нужно решать, лишь после победы над ИГИЛ.

"Европа часто противоречит сама себе. Заявляла, что намерена разгромить ИГИЛ, но долго противилась действиям России из-за страха, что войска Асада займут освобожденные территории. При этом ни одно государство не хочет взвалить на себя бремя военных и людских затрат в ходе наземной операции. А без нее не достичь победы", - отмечает руководитель программы "Евразия" Института высших геополитических исследований (Италия) Дарио Читати.

Обнадеживающее заявление на этой неделе после встречи с французским президентом сделал премьер Великобритании.

"Необходимо, чтобы в процесс были вовлечены все основные игроки в регионе, включая Россию и Иран. Меморандум о взаимопонимании с Россией позволит контактировать на ежедневной основе, обеспечивая прагматичное военное планирование и безопасность международной коалиции", - заявил Дэвид Кэмерон.

Европейские союзники, правда, не сильно торопятся воевать с ИГИЛ в Сирии. Кэмерон пообещал спросить парламент. Британские ВВС уже периодически бомбят цели в Ираке. На Сирию нужно отдельное разрешение. Ангела Меркель во время встречи с Олландом в Париже тоже была само сочувствие и готовность помочь.

"Терроризм - это наш общий враг и, соответственно, наша общая задача воевать с ним. Мы не сможем победить ИГИЛ словами, значит, мы должны бороться военными средствами", - заявила Ангела Меркель. 

Она также напомнила: когда речь идет о военных действиях за рубежом, у нее все решает Бундестаг. Обещала парламент поторопить. Словом, какие союзники, такие и результаты.

"Олланд, конечно, во время своих визитов в нескольких странах собрал политическую поддержку. Но на деле получается, что практических военных результатов эта кампания Олланда фактически не дала. Кто уже был вовлечен в решение кризиса, тот и продолжает им заниматься", - резюмировал политический аналитик, обозреватель The Times Майкл Биньон.

Президент Франции сегодня оказался в непростом положении. И, похоже, принимать решения ему придется, несмотря на свои особые отношения с Вашингтоном.

"Американцы в свое время посодействовавшие серьезно тому, чтобы он занял пост президента Франции. А с другой стороны, общественное мнение Франции требует активизации борьбы с терроризмом, а в качестве реальной силы, которая борется с терроризмом, борется с ИГИЛ там воспринимается все больше и больше Россия", - отмечает декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов.

Словом, вопрос о единой коалиции против ИГИЛ постепенно отходит на второй план. И это ни для кого не сюрприз. Россия нарастила свою военную группировку в Сирии. Продолжает уничтожать террористов с воздуха, взаимодействуя с правительственными войсками. Попутно устанавливаются контакты с оппозиционными Дамаску группировками, готовыми бороться с ИГИЛ на земле. Присоединившаяся к воздушным атакам Франция готова координировать свои действия с российскими военными. И в конце концов неважно, как это сотрудничество будет называться.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей