Последние события в Сирии остаются главной темой на международном уровне
Сделать все, чтобы нападение Турции на российский самолет не заблокировало процесс урегулирования в Сирии — лейтмотив выступлений Ангелы Меркель и Франсуа Олланда и программа-минимум французского президента, ищущего поддержку мировых лидеров в деле создания широкой антитеррористической коалиции.
Олланда ждут в Москве, с ним встретится Владимир Путин. В свете последних событий - важнейшие переговоры.
"Я считаю, что нам следует сделать все, что в наших силах, для деэскалации возникшей напряженности, чтобы как можно скорее вернуться к совместному диалогу", - заявил президент Франции.
Кое-что у Олланда получается. Дэвид Кэмерон (с ним французский лидер общался на днях) объявил, что Лондон присоединится к ударам по сирийским позициям ИГИЛ. Эта организация запрещена в Британии, так же как и в нашей стране. До сих пор королевские ВВС бомбили террористов в Ираке, но не в Сирии. Премьер особо подчеркнул: целью будет именно ИГИЛ, не войска Асада. И добавил, что решать сирийский вопрос без России не следует.
"Необходимо, чтобы в процесс были включены все ключевые игроки в регионе, включая Россию и Иран. Меморандум о взаимопонимании с Россией позволит контактировать на ежедневной основе, обеспечивая прагматичное военное планирование и безопасность международной коалиции", - сказал премьер-министр Великобритании.
Еще перед отъездом в Москву Олланд встретился с премьером Италии Маттео Ренци. Тот тоже подтвердил: широкой коалиции - да. Солидарность европейцев подогревается их озабоченностью: вряд ли кто-то из серьезных политиков предполагал возникновение кризиса, подобного нынешнему.
Еще один высокопоставленный итальянец, глава МИД Паоло Джентилони, назвал происходящее "политической фантасмагорией": страна НАТО сбивает российский самолет.
В тон главе итальянского МИД американская CNN рассуждает о том, как подставил турецкий лидер весь Североатлантический альянс.
"Партнерам Эрдогана по НАТО теперь не остается ничего, кроме как смотреть на него, как на слабое звено, на ненадежный элемент в очень взрывоопасной ситуации. Он отнюдь не стабильный партнер, способный сохранять хладнокровие, которое помогало Альянсу во времена "холодной войны". Эрдоган буквально перевернул весь карточный стол", - говорит CNN.
"Самолеты — не игрушки, которые кто-то может просто так сбивать". Выступление президента Ирана разобрали на цитаты. Тот, кто позволяет себе подобные действия, не должен уйти от ответственности, считает Хасан Роухани. Иранская разведка подтвердила: турки атаковали российский бомбардировщик, когда он находился в воздушном пространстве Сирии.
"Подобные действия очень опасны и носят провокационный характер. Они повлекут массу последствий. И Россия, и Турция — наши соседи, а нам важно, чтобы отношения между нашими соседями были дружественные", - заявил иранский президент.
В самой Турции есть политики, открыто называющие лицемерием слова официальных лиц о якобы нарушенной границе и уже тем более о декларируемой Анкарой защите туркоманов, этнических туркменов Сирии.
"Очевидно, что атака на российский самолет была спланирована заранее. Реальная причина того, что самолет был сбит, состоит в том, что правящая в Турции "Партия справедливости и развития" чувствует необходимость вмешаться в операции против банд "Джебхат ан-Нусра" и "Ахрар аш-Шам". Турция не подавала голос, когда тех же этнических туркменов убивали в Мосуле и Телафаре в 2014 году", - считает заместитель председателя "Партии демократии народов" Идрис Балукен.
О лицемерии турецких, да и европейских властей говорят в Европарламенте греки. Их соседи, турки, сами неоднократно, и не случайно, а более чем демонстративно вторгались в греческое небо. Что характерно — за это им ничего не было.
"Это лицемерие - проводить встречу G20 в Турции по борьбе с терроризмом и беженцами, и не говорить о роли Турции в этом. Это лицемерие - оправдать расстрел российского самолёта Турцией за нарушение воздушного пространства, когда турецкие самолеты ежедневно нарушают греческое воздушное пространство", - заявил депутат Европарламента от греческой партии "Народное единство" Никос Хунтис.
Американское сетевое издание Defense One, анализируя причины турецкой двойной игры, приходит к выводу: Москва права, когда говорит о давних связях Анкары с запрещенной в России группировкой ИГИЛ.
"Турция крайне важна для ИГИЛ. Она служит воротами для потока денег, людей и припасов в Сирию. Суть обвинений Москвы в том, что Турция играет, по меньшей мере, противоречивую роль в борьбе с ИГИЛ, справедлива. Просто Запад воздерживается от признания этого, чтобы удержать на своей стороне президента Турции", - пишет издание.
Плюс пресловутое союзничество. Публично не поддержать Турцию для Запада - неприемлемая репутационная потеря: чего будет стоить Североатлантический альянс, если он не примет сторону одного из своих членов, пусть даже такого непредсказуемого? С другой стороны, эскалация конфликта с Россией тоже не нужна. Вот и получается, что, декларативно поддерживая Турцию, руководство НАТО в то же время требует "усилить механизмы для исключения подобных инцидентов в будущем".