Владимир Путин принял участие в саммите Форума стран-экспортёров газа
Главные новости сегодня из Тегерана, где собрались лидеры стран-экспортёров газа. Спрос на этот вид топлива, в отличие от нефти, растёт, и это открывает новые возможности, создавая при этом новые вызовы, заявил сегодня Владимир Путин.
Президент говорил и о вызовах, уже существующих. Прежде всего, конечно, об угрозе миру со стороны террористов в Сирии, удары возмездия по которым наша страна будет продолжать - сроки глава государства тоже обозначил.
Сейчас проходит встреча Владимира Путина с Хасаном Раухани, по итогам которой планируется подписание сразу нескольких документов о сотрудничестве в космической отрасли, энергетике и военной сфере.
Начался визит российского президента в Иран со встречи с аятоллой Хаменеи. Подробностей встречи минимум. Кроме сообщений о том, что стороны обсудили двусторонние экономические и политические отношения, и короткого обмена мнениями президента России и верховного лидера Ирана о будущем Сирии и ядерном досье Ирана.
Владимир Путин в последний раз до этого посещал Иран в далеком 2007 году. Тогда, 8 лет назад, здесь проходил Форум государств Каспийского региона. и проблемы решали иные. Для того, чтобы понять, насколько важен этот визит президента России, достаточно сказать, что Иран в регионе считается одним из крупнейших политических игроков. Его влияние на соседнюю воюющую Сирию столь велико, что без поддержки Ирана сирийскую проблему решить будет очень сложно. А после снятия санкций и отказа Ирана от производства ядерного оружия, эта страна еще и крупнейший экономический игрок. Именно поэтому такое пристальное внимание к этому визиту, а также к работе Форума стран-экспортеров газа, официальная часть которого началась с продолжительной молитвы.
Впрочем, дальнейший ход заседания выглядел куда привычнее. Выступая на открытии, президент Ирана Хасан Раухани заявил о готовности наращивания добычи иранского газа после снятия санкций и пригласил страны, участвующие в Форуме, к разработке месторождений.
О создании такого Форума, по аналогии с ОПЕК, впервые заговорили в 2001 году. Причем США увидели угрозу для своей экономической безопасности в создании этой организации. Юридически она была оформлена в 2008-м в Москве. В итоге в нее вошли 12 стран, в том числе Россия, Иран, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Египет. Все вместе они добывают больше 70 процентов газа на планете. Еще четыре страны – Ирак, Казахстан, Норвегия и Нидерланды - наблюдатели.
Выступая на встрече, Владимир Путин поддержал девиз нынешнего форума: "Природный газ - лучшее топливо устойчивого роста".
В. Путин: "Спрос на него в мире растёт темпами, опережающими спрос на нефть и другие энергоресурсы. По прогнозам, к 2040 году глобальные потребности в газе увеличатся на 32 процента – почти до 5 триллионов кубических метров. Это открывает большие возможности для наращивания производства и экспорта газа и одновременно представляет серьёзный вызов, потому что понадобится кардинально ускорить освоение новых месторождений, модернизировать перерабатывающие мощности, расширить газотранспортную инфраструктуру – ввести в строй дополнительные трубопроводы и наладить разветвленные маршруты поставок сжиженного природного газа. Столь амбициозные планы требуют масштабных капиталовложений, период окупаемости которых растянется на десятилетия вперёд. И инвесторам, конечно, нужны четкие, твердые гарантии. Но главное, наравне с производителями газа инвестиционные риски должны нести и будущие потребители. За энергетическую безопасность надо платить всем".
Живший многие годы в условиях изоляции, Иран, из-за введенных санкций, настолько закрытая страна, что к проведению таких масштабных саммитов здесь еще не совсем привыкли. Отсюда и неразбериха, отсутствие перевода на русский — выяснилось, что переводчиков по ошибке в зал не пустили. Или попытка отобрать у всех в пресс-центре ноутбуки. Интернет в Иране и так жестко ограничен, а на календаре не 23 ноября, а 27 абана 1394 года. И все компьютеры на любых языках переходят здесь на эту дату автоматически, желаешь ты того или нет.
Журналист с ноутбуком вообще в Иране вызывает подозрение. И насколько это серьезно, показывают сообщения местного телевидения. В Иране было объявлено о том, что за шпионаж был осужден журналист "Вашингтон Пост". Впрочем, антиамериканские настроения здесь никто не скрывает. Достаточно сказать, что верховный лидер Ирана, аятолла Хаменеи, называет США не иначе как "великий сатана" и запрещает все переговоры с американцами.
Что же касается переговоров Владимира Путина, то на площадке саммита он также пообщался с президентом Венесуэлы Николасом Мадуро и поздравил его с днем рождения.
В. Путин: "Ппрежде всего хочу поздравить тебя с Днём рождения, пожелать всего самого доброго, здоровья хорошего, успехов. И конечно, успехов твоей партии на предстоящих парламентских выборах".
Н.Мадуро: "Большое спасибо, господин президент! Хочу высказать Вам свою поддержку во всех Ваших действиях по стабилизации обстановки на Ближнем Востоке и во всём мире".
Помимо этого встретился Владимир Путин и с президентом Боливии Эво Моралесом. Его страна также входит в клуб крупнейших в мире поставщиков газа.
На встрече же с главой Туркменистана, Гурбанбельды Бердмухамедов, ссылаясь отчего-то на казахстанских коллег, спросил у Владимира Путина об использовании неба над Каспием для борьбы с террористами в Сирии.
Г. Бердмухамедов: "Наши казахские коллеги очень обеспокоены вопросами, которые происходят над уровнем Каспийского моря. Это связано с военными вопросами. Поэтому там возникают вопросы, связанные с гражданским международным авиасообщением, надо ли менять авиасообщение, эшелоны движения".
В. Путин: "Все усилия, которые предпринимает Россия по борьбе с терроризмом, ложатся бременем прежде всего на Российскую Федерацию, я имею в виду даже материальную составляющую. А террористические организации, такие, как так называемый ИГИЛ, "Джабхат ан-Нусра" и прочие, не щадят никого. Они занимаются натуральными зверствами, не щадят в том числе и гражданские суда, имею в виду гражданской авиации. Поэтому если какие‑то неудобства создаются, то их нужно, конечно, минимизировать, это точно совершенно, и мы будем иметь это в виду. Но, имея также трагический опыт, связанный с гибелью нашего самолёта, мы будем делать это до тех пор, пока посчитаем нужным, для того чтобы наказать виновных. Но все эти операции не будут проводиться вечно, я изначально говорил о том, что они будут иметь временный характер, связанный с наступательными операциями сирийской армии по подавлению террористических организаций. Но неизбежно все равно сирийский кризис должен решаться, и будет решаться политическими средствами. Мы очень надеемся на то, что процесс, который идет в Вене, он приведет к положительному результату. Мы сегодня только обсуждали это с иранским руководством. Думаю, что все наши друзья, союзники ближайшие, стратегические партнеры не только с пониманием к этому отнесутся, но и будут нас поддерживать, мы на это очень рассчитываем".