Результат встречи в Вене — отказ от требований немедленной отставки Асада
Худой мир лучше хорошей войны - 8 часов дипломатического марафона, предваренного месяцами переговоров и уговоров. То, что происходило в Вене на этой неделе, называют самым сложным дипломатическим раутом, сравнимым с переговорами по иранской ядерной программе, а это, уверяют дипломаты, было более, чем изматывающе.
На переговоры по Сирии съехались главы МИД 19 государств. Причем впервые пригласили Иран, на этом настаивала Россия, против этого категорически выступала Саудовская Аравия, но удалось саудитов убедить: надо когда-то начинать обсуждать со всеми, кто влияет на конфликт.
В результате - девять пунктов коммюнике, Лавров и Керри, вышедшие к прессе вместе - и это уже большой прорыв. Ведь удалось главное - не только обсудить гуманитарные проблемы, не только продекларировать, что Сирия должна остаться единым и неделимым государством, но и прописать в международном документе: в Сирии должны пройти всеобщие выборы, переходное правительство должно быть сформировано с учетом всех политических сил.
По словам министра Лаврова, позиция Москвы неизменна: мы ни за то, чтобы Асад остался, ни против этого - все должен решать сирийский народ на выборах, прозрачность которых должна быть обеспечена общими силами. А Вашингтон заявил официально: на немедленной отставке Асада больше не настаиваем, ждем выборов.
То есть получается, что Валдайская речь российского Президента, неделю назад настаивавшего на том, что главное в Сирии - это победа над ИГИЛ, что Запад должен в первую очередь бороться не с Асадом, а поддержать волю сирийского народа, а не отдельные группы оппозиции, была услышана.
Итогам встречи по Сирии в Вене эксперты дают очень разные оценки. Слишком сложен и многогранен сирийский конфликт. Бесспорно одно, без вмешательства в него России не только результат встречи, но и сами переговоры были бы невозможны, а результат вполне ощутимый. Не так уж часто в последнее время России и США удается найти точки соприкосновения. Появилась хоть зыбкая, но надежда на мир в Сирии.
"Мы согласились с тем, что выборы должны проводиться при активном вовлечении и контроле со стороны ООН, и что в них должны иметь возможность участвовать все сирийские граждане, независимо от того, где они находятся, включая беженцев в соседних странах", - заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
"Необходимо прекратить войну и страдания сирийского народа. Наша общая задача - используя дипломатические инструменты, добиться этого". "Исламское государство" и другие террористические группировки никогда не должны объединиться и править Сирией", - подчеркнул Госсекретарь США Джон Керри.
Россия и США выступили за целостную и светскую Сирию, а также за то, что террористическая группировка ИГИЛ должна быть уничтожена, что сирийский народ должен решать будущее. США больше не выдвигают своего требования о немедленном уходе Башара Асада. Хотя позиции сторон о его политическом будущем диаметрально противоположны, имя сирийского президента даже не упоминалось в итоговом документе. По сути, тихо и без особого шума реализуется то, о чем, выступая перед Валдайским дискуссионным клубом, говорил российский Президент.
"Как мы извне можем решать и ставить вопрос, должен ли уйти от власти глава такого-то государства или не должен? Это должен решить сам сирийский народ. Правда, я здесь хочу оговориться: мы должны быть уверены в том, что власть формируется на основе прозрачных демократических процедур, и можно говорить, конечно, о каком-то международном контроле за этими процедурами, но это должен быть объективный контроль", - подчеркнул Владимир Путин.
В своей Валдайской речи Путин жестко констатировал: заигрывания Запада с террористами породило чудовище, угрожающее, в том числе, и России. Игры кончились. Мы намерены действовать. Хотите сотрудничать, вот вам наша рука. Как видим, администрация Обамы внимательно прислушалась, но тут же попала под огонь критики влиятельной оппозиции. Вот что написал американский журнал "Форин Полиси": "Условия перемирия уже вполне очевидны, но нашим политикам сложно их признать. А состоят они в том, что Асад остается у власти на переходный период, покидает свой пост с определенным иммунитетом, а на его место приходит его "лайт-версия", на которую согласятся Москва и Тегеран. Соединенные Штаты при этом довольствуются обещанием сформировать более разнообразное правительство, о котором, впрочем, тут же забудут".
Эксперты говорят: Обама оказался в непростой ситуации. Отказавшись от сотрудничества с Россией по Сирии, он рискует потерять возможность влиять на то, каким будет ее будущее. Пойти же на сотрудничество - значит столкнутся с противодействием у себя дома.
"К сожалению всё, что делает Путин, демонизируется на Западе, ведь вместо того, чтобы спокойно обсудить внешнеполитические шаги России, принято автоматически считать, что что бы она ни делала, всё плохо. Вплоть до анекдотич еского случая осуждения "российской интервенции" в Сирии, в то время как Англия и ЕС тоже направили туда свои силы", - отмечает политолог, журналист Джонатан Стил.
Похоже, чтобы бросить своим критикам в Вашингтоне кость, Обама принимает решение послать в Сирию инструкторов спецназа именно во время переговоров в Вене. Реакция России не заставила себя ждать: такие действия незаконны.
"Россия неизменно выступает за то, чтобы борьба с терроризмом велась на основе международного права, что предполагает в случае проведения войсковых операций, будь то военно-воздушными силами или сухопутными войсками и их контингентами, с согласия соответствующего правительства и по решению СБ ООН. Наша позиция неизменна", - подчеркнул Сергей Лавров.
Но американским ястребам отправки инструкторов в Сирию оказалось слишком мало. Известный вашингтонский сенатор-республиканец Джон Маккейн, назвал это решение удручающе неадекватным. В своем специальном заявлении он обвинил Обаму в отсутствии реальной стратегии и не способности противостоять росту влияния России и Ирана в регионе. Американский писатель Уильям Блум, автор книги "Демократия как смертоносный экспорт Америки", совсем не удивлен такой реакцией.
"США раздражают действия России в Сирии, поскольку если Россия сможет найти удачный выход из сирийского кризиса, это будет конфуз для Вашингтона. Есть такое широко распространенное мнение, что американцы – избранные, что они - божий дар человечеству. А кто оспаривает это, тот враг. И в этом все партии равны. Таково отношение и к России, и к Китаю", - отмечает писатель, бывший сотрудник Госдепартамента Уильям Блум.
По мнению Блума, кстати, бывшего сотрудника Госдепа США, американский истеблишмент, одержимый идеей глобального лидерства, взбешен тем, что США приходится играть по чужим правилам. Недавно в эфире "Фокс-Ньюс" один из несдержанных экспертов и вовсе назвал Барака Обаму тряпкой, после того как ведущая рассказала, что судя по опросам канала 52% американцев считают его слабым и нерешительным. Но критикуют Белый Дом вовсе не за хаос, устроенный на Ближнем Востоке, американские ястребы шокированы другим.
"Они присвоили себе право нарушать международное право, право применять силу единолично. Поэтому там полная растерянность от того, что делать дальше. Потому что договариваться и играть на равных они пока не готовы, а раздавить всех остальных и управлять миром самостоятельно они уже не могут", - отмечает директор центра комплексных европейских и международных исследований ГУ ВШЭ Тимофей Бородачев.
Иначе говоря, Запад с ревностью наблюдает, как российский Президент настойчиво продвигает свой план по Сирии, подкрепляя его массированными ударами по террористам. О нем он говорил на встрече с немецким вице-канцлером Зигмаром Габриелем.
"Чтобы преодолеть эту проблему, нужно оказать содействие в укреплении государственности там, где она еще сохранилась. Помочь восстановлению государственных структур там, где они восстанавливаются сегодня. И способствовать политическому процессу, процессу политического регулирования по всем спорным вопросам, в том числе и в Сирии. Ну, конечно, на первом плане сегодня - борьба с общим злом - террором. Только победив терроризм, или, во всяком случае, хотя бы нанеся ему серьезный ущерб, можно говорить о движении вперед на политическом треке", - заявил Владимир Путин.
Когда вице-канцлер был в Москве, канцлер Ангела Меркель решала серьезные внутриполитические проблемы. Из-за потоков беженцев ее рейтиг стремительно падает. Безоговорочная поддержка Германией курса США вызывает все больше сарказма в стране. Сатирическое телешоу канала ЦДФ. Скетч о баварском чиновнике, пришедшем к американскому послу попросить перестать поставлять оружие в Сирию, чтобы остановить поток беженцев в Европу. Посол говорит: есть план получше.
Посол: "Да у нас есть большой план для всего Ближнего Востока. Речь идет о госпереворотах, в Сирии мы над этим работаем успешно уже несколько лет. Дестабилизируем режим, мы каждый год посылаем миллиард на подготовку и перевооружение повстанцев".
Баварец: "Сейчас получается, что вами обученных бомбит Путин".
Посол: "Да это угрожает нашей войн… ой, миру". (Смех)
Баварец: "Да. Точно. А Путин бомбит по приглашению Асада, короче в соответствии с международным правом. То есть ваши повстанцы, которые нарушают международное право, что, конечно, является безобразием со стороны международного права".
Посол: "Знаете, международное право, это важный ориентир. Мы же больше ориентируемся на то, что… (Смех)".
Подобные процессы происходят и во Франции. Ведь именно ее правительство наряду с британским, было главным инициатором свержения ливийского лидера Каддафи. И сейчас французы за это расплачиваются. Потоки беженцев сильно отрезвили общественное мнение. Рейтинг и без того не популярного президента Олланда упал до неприличного уровня.
"Раздражение у французов вызывает мягкотелая и практически пассивная политика Франсуа Олланда, который делегировал часть своих полномочий, а значит и часть суверенитета Франции Соединенным Штатам", - отмечает Мухин.
На этой неделе в Москве побывал главный соперник Олланда на предстоящих президентских выборах - Николя Саркози.
"Я рад тебя видеть, Николя, мы давно не виделись - целый год. За это время произошло очень много событий. И в Европе, и в мире, и в наших двусторонних отношениях. Очень рад иметь возможность подискутировать по всем этим проблемам", - сказал Владимир Путин.
"Ты знаешь, я всегда был убежден, что мир нуждается в России. Россия и Европа должны работать вместе. Несмотря на то, что между нами иногда случались разногласия, нам всегда удавалось находить компромисс. Нужно всегда слушать друг друга, а главное – нужно друг друга уважать, и мне кажется, это основные принципы сотрудничества России и Франции", - отметил Николя Саркози.
Путин и Саркози давно и очень хорошо знают друг друга. Будучи президентом Франции, Саркози в 2008-м выступил посредником в разрешении конфликта в Южной Осетии. А сегодня как раз набирает политические очки, критикуя Запад за политику в отношении России. Обо всем этом и о будущем наших отношений он говорил в своей лекции для студентов МГИМО в четверг.
"Я никогда не был среди тех, кто недоволен возвращением России на международную арену, потому что я всегда знал, что предназначение России - быть великой мировой державой. Изоляция России не имеет никакого смысла, это мое убеждение, с Россией надо говорить, особенно если мы не согласны, ведь именно для этого и необходим диалог", - отметил Николя Саркози.
Успехи России на сирийском направлении довольно больно бьют по европейским политикам, делающим ставку на конфронтацию с Москвой. В Сеть все чаще запускаются фальшивки об ударах по мирным объектам в Сирии, появляются статьи о провале наступления сирийской Армии. Но реальные факты перевешивают. "Более 800 тысяч беженцев возвращаются в Сирию благодаря тому, что Путин уничтожает ИГИЛ" - это заголовок в британской "Дейли Экспресс". И кажется, сегодня для того чтобы все прояснить, достаточно лишь этой строки.