Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
27 сентября 2015, 21:11

Время собирать камни — что достанут президенты РФ и США из портфелей с предложениями

Скорость реакции - британский премьер Кэмерон заявил сегодня утром, что готов к сотрудничеству с Россией в борьбе с ИГИЛ и не готов больше требовать немедленной отставки Асада, дождется нормализации обстановки и создания правительства народного согласия. Судя по всему, это уже результат предварительных переговоров России и Запада.

Одновременно пришли сообщения о том, что иракская разведка передала Москве данные о россиянах, воюющих на стороне ИГИЛ, и это уже первые реальные плоды работы созданного в Багдаде координационного центра, который будет заниматься сбором и анализом информации по Ближнему Востоку и объединит усилия военных России, Ирана, Ирака и Сирии.

Сегодня, накануне речи Владимира Путина в Нью-Йорке и его встречи с Бараком Обамой, развороты мировой печати полны версиями того, каков скрытый смысл того, что на Западе уже называют "сирийским гамбитом", или "хитрым планом" российского президента. Меж тем все лежит на поверхности. Никто ничего не прячет. Ближний Восток - регион, важный для нас в первую очередь с точки зрения нашей собственной национальной безопасности. Мы намерены остановить исламистский халифат и убеждены, что это возможно только при опоре на правительственную сирийскую армию и лишь в случае прекращения войны между правительством Сирии и повстанцами, поддерживаемыми из-за рубежа.

"У этих ребят, на которых ставит ставку Запад, у светской оппозиции, у них нет шансов прийти к власти. Даже если они по какой-то причине захватят Дамаск и сформируют светское правительство, оно не выстоит долго. Это будет такая же ситуация как в Афганистане, то есть, пришли вроде как условные моджахеды, а потом их вынес "Талибан", потому что "Талибан" оказался более сплоченным, более структурированным, более идейно мотивированным, чем эти разрозненные банды моджахедов. Точно так же и сейчас. Светская оппозиция — условно, это разрозненные банды, —не сможет удержать власть", - говорит корреспондент отдела мировой политики журнала "Эксперт" Геворг Мирзоян.

Вторая задача — вернуть происходящее в регионе в рамки элементарной логики и международного права. Напомним, что в 2013-м, когда Обама, чертивший повсюду свои красные линии, сам оказался у роковой черты, за которой маячила полномасштабная война, именно Путин предложил ему выход из положения без потери лица.

"Тогда, помните, было применено химическое оружие. Не понятно, кто его применял, но мы-то знаем, что это были так называемые повстанцы. Но американцы угрожали нанесением воздушного военного удара. И мы знаем, что были уже готовы эти крылатые ракеты, точки выбраны нанесения и так далее. И тогда мы предложили ликвидировать химическое оружие в Сирии, и мы сотрудничали с американцами. И тогда и американцы сотрудничали с правительством Башара Асада, потому что надо было уничтожать это оружие. И тогда он был легитимен, хорош", - говорит директор Центра партнерства цивилизаций Вениамин Попов.

Тогда казалось, что конец всего этого кошмара близок. Асад выполнил все свои обязательства, показав себя вполне договороспособным. Однако Вашингтон совершил подлость, следствием которой стали новые сотни тысяч погибших, миллионы беженцев и почти полное уничтожение двух стран региона: Сирии и Ирака. Приняв ликвидацию сирийского химического арсенала как должное, США продолжили развивать свою логику войны в Сирии. Тут-то, откуда не возьмись, и появилось так называемое "Исламское государство", которое в строгом соответствии с донесениями американской разведки, провозгласило Исламский халифат на территории Сирии и Ирака.

"Последствия — катастрофические, но это никого не волнует. Боевиков-исламистов вооружают и тренируют десятки лет, несмотря на 11 сентября, несмотря на уничтожение американского посла в Ливии, на бостонский теракт, то есть это не лечится. В этой ситуации либо Россия вынуждена создавать форпосты на дальних подступах с тем, чтобы джихад не пришел в Россию. Гораздо лучше для нас, если боевиков, которые идут в Сирию, перебьют в Сирии или в Ираке, чем нам придется опять воевать с ними на Северном Кавказе, а то и в Поволжье или где-нибудь в Москве. Вполне логично, учитывая то, что у нас нет больше никаких надежд на западное сообщество, на Соединенные Штаты — они продемонстрировали все, на что они способны, они доказали, что кроме вреда никакого результата от них нет, а уж пользы совсем нет никакой, — значит придется разбираться самим", - заявил президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Весь опыт последних лет свидетельствовал о том, что теперь любые договоренности чего-то стоят, лишь в том случае, если предложения подкреплены аргументами, с которыми трудно спорить. Реальный масштаб российского военного присутствия в Сирии станет известен, вероятно, лишь после завтрашней встречи Путина с Обамой, но сам факт этого присутствия ни у кого уже не вызывает сомнений. Отныне, Россия не просто предлагает способ решения проблемы, но и наглядно продемонстрировала всем свою готовность эту проблему решить.

"И то, что мы слышим сегодня от американцев, только подтверждает правильность этого подхода. Сначала американцы пытались помешать возможности России оказывать эту помощь, пытаясь убедить все пограничные государства не пропускать российские самолеты. Действительно это удалось. Но когда это превратилось в решающий факт, вдруг тон у американцев изменился, и министр иностранных дел Соединенных Штатов сказал, что он считает, что в общем вмешательство России будет положительным и конструктивным, и можно найти правильный выход", - говорит бывший руководитель израильской спецслужбы Натив Яков Кедми.

С того момента, как наше военное присутствие в Сирии стало явным, а наши планы объявлены во всеуслышание, у тех, кто в свое время приложил руку к созданию хаоса, пожирающего теперь регион, не оставалось другого варианта, кроме как договариваться. Риск, решая свои тактические задачи в Сирии, неожиданно столкнуться с Россией, стал слишком велик.

Кроме того, ни одна страна в регионе больше не видит в США ни арбитра, ни заступника. Санкции, которые вот-вот будут сняты американцами с Ирана, делают его ключевым региональным игроком, что не может не беспокоить Турцию, Израиль и Саудовскую Аравию. Россия же демонстрирует свою решимость обуздать ИГИЛ вместе с Ираном, вне зависимости от того, как будет воспринята ее инициатива в Вашингтоне. И вот лидеры Турции и Израиля уже спешат в Москву, чтобы успеть получить свои гарантии до того момента, как предложения Путина прозвучат в Нью-Йорке, и его план вступит в стадию реализации.

При этом наши предложения предельно просты и прозрачны — проведение операции под эгидой ООН, оказание военной поддержки регулярным правительственным войскам в Ираке и Сирии, а так же тем представителям сирийской вооруженной оппозиции, кто поймет, чем рискует, оказавшись по другую сторону линии фронта.

"План Путина важен тем, что он совершенно честен и объективен. То есть, все понимают, что другого варианта не существует. Главным препятствием является то, что американцы считают своим врагом халифат, Россию и Асада. И как бы получается, что им предлагается против врага номер один, халифата, объединиться с врагом номер два – Россией, и номер три — Асадом. То есть, в этой ситуации, если они на это не пойдут, весь Ближний Восток будет понимать, что им не нужно спокойствие в регионе, им не нужно уничтожение халифата, и они потеряют последнего. Но это является той предпосылкой, из которой можно вывести шансы на успех в планах Путина", - сказал заместитель главного редактора газеты "Взгляд" Петр Акопов.

На фоне происходящего мелкая возня клерков в Белом Доме, пытающихся убедить общественность в том, что все, что предпринимает сейчас Россия, - следствие желания Владимира Путина поговорить с Обамой, выглядит тем более неуместной. Это очевидно всем. Путин выступит на ассамблее ООН и то, что он там скажет, уже невозможно будет интерпретировать так, как это будет удобно администрации американского президента. За этим последует встреча, на которой Обаме предстоит решить, либо он пожмет вновь протянутую ему руку, либо войдет в историю как человек, у которого не хватило решимости даже на это.

Читайте также: