Потушить сирийский костер — повестка переговоров президента России и премьер-министра Израиля
Важные заявления на встрече президента России и премьера Израиля. Владимир Путин и Беньямин Нетаньяху говорили о самых горячих темах мировой политики. Сирия - одна из них. По словам Владимира Путина, Сирия не намерена воевать с Израилем, Дамаску важнее сохранить государственность. И сирийская армия противостоит сейчас боевикам "Исламского государства", которые угрожают безопасности всего Ближнего Востока.
В начале встречи Владимир Путин поздравил премьер-министра и всех израильтян с недавно прошедшим Новым годом. По израильскому календарю так называемый Рош-Ашана отпраздновали 14 сентября.
В. Путин: "Завтра, по-моему, начинается пост, это тоже воспринимается как праздник, и я хочу вам пожелать всего самого доброго и, как говорят в Израиле, хорошей записи в книге жизни".
Биньямин Нетаньяху озвучил основную причину и цель своего визита. По его словам, у России и Израиля есть общий интерес — обеспечение стабильности на Ближнем Востоке.
Б. Нетаньяху: "Я очень ценю возможность встретиться и побеседовать с Вами. Я здесь из‑за сложного положения в области безопасности, которое становится всё сложнее и сложнее на наших северных границах, как Вам известно, в последние годы в последние годы и особенно в последние месяцы. Как Вы знаете, Иран и Сирия вооружают радикальную исламскую террористическую организацию "Хезболла" современным оружием, направленным против наших граждан, и в последние годы уже тысячи ракет были использованы против жителей Израиля".
В. Путин: "Мы никогда не забываем, что в государстве Израиль проживают очень много выходцев из бывшего Советского Союза. Это накладывает особый отпечаток на наши межгосударственные отношения. Все действия России в регионе всегда были и будут очень ответственными. Что касается обстрелов, то мы знаем, мы осуждаем эти действия – обстрелы израильской территории. Насколько мне известно, производят их из ракетных систем кустарного производства".
Большая часть переговоров российского лидера и израильского премьера прошла за закрытыми дверями - прессу попросили удалиться. Уже после встречи Нетаньяху дал короткое интервью газете "Джерузалем пост", в котором рассказал, что Израиль и Россия "договорились о создании механизма для предупреждения случайной конфронтации между своими силами в Сирии".
Также израильский премьер заявил, что его страна будет препятствовать попаданию под руководством Ирана смертоносного оружия из Сирии в распоряжение "Хезболлы". Нетаньяху добавил: "По этому вопросу не было разногласий с российской стороной". Других деталей переговоров израильский премьер не раскрыл.
Его визит, по мнению экспертов, - яркий пример того как в мировом сообществе все громче начинают говорить о необходимости привлечения России для решения сирийского кризиса.
Глава Госдепа США Джон Керри на прошедших выходных провел серию встреч со своими немецким и английским коллегами. Все они в своих выступлениях перед прессой демонстративно подчеркивали важность сотрудничества с Кремлем по сирийскому вопросу.
Д. Керри: "Мы должны стремиться к переговорам. Это то, чего мы ждем, и мы надеемся, что Россия и Иран, другие влиятельные страны помогут с этим. А Асад готов провести переговоры, реальные переговоры? Готова ли Россия усадить за стол переговоров Асада и фактически прекратить насилие?".
Влиятельная Wall Street Journal отметила резкую смену тональности главы американской дипломатии. С Асадом теперь готовы договариваться. И что самое интересное - изменилась риторика и в вопросе отставки сирийского лидера. Заявления Керри больше не похожи на ультиматум. Говоря об отставке, Керри чуть ли не впервые заявил, что она не должна быть привязана к определенной дате, для начала все стороны должны прийти к согласию. По мнению американских журналистов, Путин воспользуется этим шансом для того, чтобы "спасти Асада", еще больше ослабить влияние США и сформировать дипломатические рычаги для смягчения западных санкций. А Барака Обаму Wall Street Journal называет самым слабым президентом в истории Соединенных Штатов Америки.
О том, что предложения Владимира Путина по сирийскому вопросу разумнее планов Обамы и Керри, написал в своей статье для журнала American Conservative и американский политик и публицист Патрик Бьюкенен. По его мнению, в интересах США - не допустить свержения Асада, в результате которого его армия будет деморализована и повержена, что даст практически зеленый свет боевикам на пути в Дамаск. А далее, по словам Бьюкенена, Сирия превратится в стратегический лагерь "Исламского государства", откуда группировка будет совершать террористические атаки на другие страны в регионе и в мире.
"Президент Сирии Башар Асад, союзник России, потерял половину своей страны, захваченной ИГИЛ и "Фронтом ан-Нусра", филиалом "Аль-Каиды". Путин опасается, что если Асад падет, плацдарм России в Сирии и в Средиземном море будут потеряны, ИГИЛ и "Аль-Каида" будут в Дамаске, а исламский терроризм одержит величайшую победу. Неужели он не прав?" - пишет издание.
Также, по мнению Бьюкенена, если США будут считаться с интересами России, вместо того чтобы "реагировать на непроизвольную русофобию, которую научно-исследовательские центры выдают за аналитику", то обеим сторонам будет легче наладить сотрудничество.
О истинных причинах столь резкой смены тональности западных лидеров по вопросу участия России в урегулировании сирийского кризиса с долей иронии высказались и французские журналисты: "Известно, что они хотят пойти по этому пути по двум причинам. Во-первых, стратегия, которая заключается в том, чтобы финансировать сирийских оппозиционеров, не работает. А во-вторых, никто не хочет, чтобы Владимир Путин один решал столь сложный вопрос".
Немецкое издание "Шпигель" напоминает - выступление Владимира Путина на Генеральной ассамблее ООН уже на следующей неделе. И, возможно, во время своей речи российский лидер призовет к созданию международной коалиции для борьбы с исламистами. Немецкие журналисты делают вывод - похоже, внезапное желание Вашингтона наладить диалог с Москвой по сирийской проблеме - попытка Штатов запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда, для того чтобы представить разработанный Путиным план урегулирования сирийского кризиса, как совместное решение и не позволить российскому президенту сыграть главную роль в ООН.