Президент Владимир Путин выслушал доклад Дмитрия Рогозина на тему импортозамещения в ОПК
Перспективные разработки в отечественном двигателестроении для военной и гражданской авиации и не только будут поддержаны дополнительными средствами в условиях импортозамещения. Об этом шла речь в ходе рабочей встречи Владимира Путина с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, который курирует в правительстве оборонно-промышленный комплекс. Более того, предлагается так называемое совмещение технологий - больше двигателей при меньших затратах.
Двигатели для нового лайнера "Сухой СуперДжет", для весьма востребованного вертолета Ми-26 и специально под проект создания нового российско-китайского тяжелого вертолета можно и нужно делать в России, кадровый и технический потенциал для этого есть, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, встречаясь с Президентом.
"Мы обладаем полным циклом создания двигателей, включая собственные технологии создания двигателя, но и конструктивные материалы, программное обеспечение, микроэлектроника, физика высоких температур и многое другое. Это требует, конечно, очень больших знаний. Но, тем не менее, довольно-таки серьезно подотстали в последнее время. В 70-80-е годы у нас были работы, которые даже по своим заделам опережали западные аналоги, особенно в военном авиационном строении. Ими до сих пор пользуемся", - отметил Дмитрий Рогозин
"До сих пор пользуемся, причем не только мы, но и наши партнеры нашими двигателями", - уточнил Владимир Путин.
"Практически сейчас мы используем 30 двигателей, которые созданы были еще в те времена и в серию пошли в 90-е годы", - сказал вице-премьер.
Стратегия импортозамещения позволит направить солидные средства в конструкторские бюро и на предприятия, способные создавать всегда востребованную во всем мире технику. Тем более что отечественные разработки имеют очень хорошую репутацию – надежные, ремонтопригодные и недорогие в производстве силовые агрегаты используются и в гражданской продукции, и в военной. Дмитрий Рогозин на правах председателя коллегии Военно-промышленной комиссии, предложил оптимизировать разработку двигателей для самолетов, вертолетов и кораблей за счет совмещения технологий в кораблестроении и авиастроении.
"Мы могли бы опережающе развивать это семейство двигателей. Это сократит нам время на разработку, усилит кадровый потенциал и конечно, даст возможность нам нормально экономить деньги, так сказать, планируя производство всего нашего двигателестроения по всей линейке", - пояснил Дмитрий Рогозин.
"Да, но имеется в виду использовать средства, которые выделяются на развитие ОПК, в рамках этих ресурсов", - поинтересовался Президент.
"Это не потребует дополнительных средств. А просто потребует дополнительной организации самой работы", - сказал вице-премьер.
"И переструктурирование", - уточнил Президент.
"Совершенно верно", - согласился вице-премьер.
Одной из причин для ускорения работы по импортозамещению стал украинский кризис – на Украине до последнего времени сохранялись предприятия, с которыми у отечественной оборонки исторически была единая производственная база. Политика нынешних киевских властей состоит в том, чтобы разорвать эти связи, пусть даже и в ущерб самим себе, за счет разрушения промышленного и кадрового потенциала, в результате отказа от совместных с Россией проектов. В результате наша страна переходит на собственное производство – в Рыбинске развернуто производство газогенераторов для флота, в Санкт-Петербурге – производство двигателей для военных вертолетов семейств "Ми" и "Ка". Но "в гражданских версиях" в авиационном двигателестроении вопросы еще остаются. Выход – в новых разработках.
"У нас в работе два новых двигателя. Это ПД-14, ПДМС-21, и также двигатель военный, который мы делаем для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации. Была проведена уникальная работа по восстановлению компетенции производства в Самаре двигателя под Ту-160, под наш стратегический бомбардировщик К32. За счет масштабирования газогенератора по двигателям К32, то есть, тот, что мы сейчас делаем под стратегический бомбардировщик, можно делать в военно-транспортной авиации и под российско-китайский тяжелый дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет. Я уже китайским коллегам об этом сказал, что мы можем эту работу сделать независимо от третьих стран. И это вызвало у них достаточно серьезное отношение", - рассказал Дмитрий Рогозин.
Сотрудничество в этих вопросах с Китаем и Индией, как говорят эксперты, обещает заметное ускорение воплощения разработок в жизнь.
"Всего четыре страны в мире могут делать двигатели от начала до конца полностью - это США, Россия, Франция и Великобритания. Больше таких стран нет. Но есть моменты, в которых мы не являемся самыми передовыми разработчиками – это элементная база цифровых устройств. В этом нам могут быть хорошими партнерами Китай, Индия - страны, которые как раз эти направления очень успешно освоили. С другой стороны, Китай и Индия заинтересованы в кооперации с нами, потому что ни та, ни другая страна не в состоянии самостоятельно производить авиационные двигатели", - поясняет декан факультета двигателей летательных аппаратов МАИ Алексей Агульник.
Одним из наиболее убедительных примеров использования новейших технологий в отечественном двигателестроении можно считать разработку российского истребителя пятого поколения, известного как "Т-50", который уже не раз демонстрировали на авиасалонах.