Россия требует завершения объективного и тщательного расследования крушения «Боинга» под Донецком
17 июля исполняется ровно год со дня катастрофы "Боинга" под Донецком. К дате есть много заявлений, связанных с расследованием. На какой стадии оно находится, какие факты учитывает, какие не учитывает и почему?
Село Грабовое в Донецкой области. Именно здесь год назад упал "Боинг" "Малазийских авиалиний". Международные эксперты уже давно собрали все крупные обломки самолета и перевезли в Голландию. Вывезли и тела 298 погибших, точнее, тех, кого смогли найти. Тела, как и обломки, были разбросаны на десятки километров, все-таки самолет начал разваливаться на высоте около 10 тысяч метров.
"Да, летел самолет, я тут живу, между хатами за деревьями пролетает, бахнуло что-то, тихо было, мирно было, бахнуло, и начал разваливаться. Я-то честно подумала, что с него бомбы летят, оказывается, что люди", - рассказывала год назад местная жительница.
"Мы услышали грохот и тикали в подвал. Я пробежала, слышу грохот, муж выбежал, побелел, он думал, что я не успела, говорит - там женщина разорванная, вот и все", - рассказывает другая свидетельница крушения самолета.
Сегодня в селе напоминает о трагедии разве что плакат со стихами о погибших и несобранные до сих пор европейскими специалистами, расследующими это дело, небольшие многочисленные фрагменты лайнера.
"Упал обломок от разбившегося самолёта, потерпевшего крушение у нас год назад. Малазийский самолёт, это мы позже узнали. И уже год у нас лежит этот обломок на территории. С обшивочки, он такой нелёгкий, немаленький", - рассказывает местная жительница.
За год, прошедший после катастрофы, достоверно известно лишь одно: самолет был сбит. И как указывается в одном из докладов голландских специалистов, расследующих это дело, "разрушился в воздухе из-за попадания высокоскоростных элементов". На этом конкретика у западных исследователей заканчивается. Начинаются домыслы.
При этом усиленно, с первого дня, продвигается версия о том, что самолет сбили ополченцы Донбасса. Никаких подтверждений этого не приводится, лишь ссылки на сообщения из соцсетей. Например, такого плана: некий грузовик где-то везет некий предмет, похожий на ракету. И это существенно отличается от расследования, которое сразу же начала проводить Россия. Министерство обороны уже через несколько дней после трагедии предоставило данные со своих спутников и радаров, работавших в тот день, показывающих активность украинской стороны в районе трагедии.
"Россия первая и единственная обнародовала подобные сведения. Ни одна другая страна не обнародовала имеющиеся у нее данные: нет документов от Украины, касающихся переговоров военного сектора в день крушения, ни плана полетов военной авиации, ни информации о наличии и расходе ракет, ни спутниковых снимков США", - напоминает замглавы Федерального агентства по воздушному транспорту Олег Сторчевой.
Вместо этого Соединенные Штаты продолжают информационную кампанию по дискредитации России, которую продолжают обвинять в гибели самолета. "Вбросов" за этот год было множество. Последний - на днях. Американский телеканал СNN сообщил зрителям, что якобы голландские следователи уже пришли к выводу, кто сбил "Боинг".
"По словам источника, в докладе сказано, что это была ракета "Бук" - русская ракета "земля-воздух", которая была запущена из деревни с территории, контролируемой русскими повстанцами", - говорится в репортаже CNN.
Именно так - "Russian rebel", "русский повстанец" - и написано на сайте компании. И это только одна из страниц пропагандистской войны, развернутой против России вокруг трагедии с "Боингом" из Малайзии в стиле киевской пропаганды, продолжающей утверждать, что Украина буквально наводнена российскими войсками. Петр Порошенко не так давно в интервью итальянской газете "Corriere della Sera" насчитал у себя в стране целых 200 тысяч. То есть, на Украине сейчас затаился каждый шестой российский военнослужащий. Ведь всего в нашей армии их 1 миллион 200 тысяч. Абсурдность этой цифры на Западе предпочитают не замечать.
При этом все призывы России к непредвзятому международному расследованию катастрофы "Боинга" остаются без внимания. Не привлекают к работе и наших специалистов, которые могли бы рассказать многое о боеприпасах, как, например, сотрудники концерна "Алмаз-Антей", производителя ракет "Бук". Не так давно они рассказывали о собственном расследовании. И в качестве жеста помощи голландским специалистам даже сняли гриф секретности с некоторых характеристик ракет.
"Это было сделано специально и лишь с одной целью, чтобы направить в комиссию данные для проведения объективного расследования. Напомню, что специалисты концерна пришли к выводу, что если самолет был поражен ракетой зенитно-ракетного комплекса, то это мог быть только комплекс "Бук-М-1", и пуск ракеты мог быть осуществлен только из района села Зарощенское", - рассказал Олег Сторчевой.
Село Зарощенское год назад контролировалось украинскими военными. Кроме этого ракета "Бук" модификации М1 стоит только на вооружении Украины. При этом в России подчеркивают, что не придерживаются лишь одной версии. По другой "Боинг" мог сбить украинский штурмовик.
"Для нас главное, чтобы тщательно рассматривались как раз все версии произошедшего. Во всяком случае, в СК именно так и расследуются все уголовные дела. Теперь, что касается приоритетной версии: у нас есть данные, в том числе, основанные на результатах экспертиз, что самолет был сбит ракетой "воздух-воздух". Более того, эти же эксперты и предполагают, что установлен и тип ракеты. И что характерно — сама эта ракета не российского производства И все это лишний раз подтверждают показания важнейшего свидетеля — Евгения Агапова, проходившего военную службу в должности механика авиационного вооружения 1-й эскадрильи бригады тактической авиации ВВС Украины", - заявил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
По словам этого свидетеля, 17 июля прошлого года один из украинских Су-25 вернулся с боевого задания без боеприпасов. А пилот произнес: "самолет оказался не в том месте и не в то время". Но вместо сотрудничества с российскими следователями и специалистами Запад, уже с первых дней определивший для себя, кто виноват в случившемся, накануне годовщины трагедии активно стал продвигать идею проведения Международного трибунала. В резолюции, направленной в ООН, гибель самолета называется угрозой международному миру. Российские дипломаты уже назвали попытки назначения трибунала подменой настоящего расследования очередным политическим шоу.
"Помню это интервью посла Тефта, в котором он заявил, что США точно знают, кто сбил самолет, потом добавил, что ждут конца расследования. Если реально Вашингтон так считает, то понятно о задумке с созданием трибунала. Можно свести концы с концами и понять, какую цель будет преследовать трибунал. Он будет призван обеспечить наказанием тех, в виновности которых уверен Вашингтон", - заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
Катастрофа "Боинга" над территорией Украины - это не первое происшествие, когда гражданское воздушное судно сбивается ракетой, но ни в 1988 году, когда над Персидским заливом ракетный крейсер ВМС США сбил иранский "аэробус", тогда погибло 290 человек, ни в 2001 году, когда та же Украина во время учений сбила российский Ту-154, Совбез ООН не назначал никаких международных трибуналов.
Вопрос расследования крушения "Боинга" сегодня по телефону обсуждали Владимир Путин и премьер-министр Нидерландов Марк Рютте. Путин подробно разъяснил российскую позицию относительно контрпродуктивности созыва Международного трибунала, обратив внимание также и на недопустимость "вбросов" в СМИ разного рода версий трагедии в небе над Донецком, носящих откровенно политизированный характер.
Похожие требования звучали сегодня и в Германии. В Берлине напротив американского посольства прошла акция, посвященная памяти жертв малазийского "Боинга".