О перспективах мировой экономики, кризисе в Греции и на Украине — заявления Владимира Путина
Россия готова сотрудничать со всеми странами, в том числе западными, при этом будут сделаны выводы из того, что экономику пытаются использоваться как инструмент политической борьбы. Это лишь одно из заявлений Владимира Путина сегодня в Уфе, на пресс-конференции по итогам двух международных встреч на высшем уровне. Президента спрашивали о глобальных финансовых потрясениях, о большой политике, в том числе, конечно, о Донбассе - и это были далеко не все темы.
Что скажет Путин, сегодня хотели знать сотни журналистов. На пресс-конференции было очень много не только российской, но и иностранной прессы. Ведь страны, входящие в БРИКС и ШОС, - это почти половина населения планеты.
Кто-то хотел спросить Владимира Путина о глобальной экономике, кого-то волновали проблемы небольших регионов. Желающих задать вопрос было много, чего не скажешь о времени. У российского президента в Уфе очень плотный график.
Антон Верницкий, Первый канал: "В силу ряда причин сейчас страны БРИКС испытывают определённые трудности: политико-экономические – в Бразилии, экономические – в России, падение фондовых рынков в Китае. Как Вы видите выход из этой ситуации? Каким образом из неё можно выйти?"
В.Путин: "Что касается экономических трудностей, то они есть везде. Если вы обратите внимание на прогнозы международных финансовых организаций, то эти прогнозы опять формулируются в сторону понижения. Совсем недавно (по‑моему, то ли МВФ, то ли Мировой банк) опять объявили о том, что уровень развития мировой экономики снизится. А что происходит в Европе, мы с вами хорошо знаем. В Соединённых Штатах тоже снижение темпов роста. В этом смысле страны БРИКС не исключение, они просто находятся в таком тренде, к сожалению, который переживает вся мировая экономика. Что касается Китая и фондовых рынков, мы говорили об этом с председателем КНР. Китайское руководство относится к этому в высшей степени спокойно, и я согласен с китайскими оценками, которые заключаются в том, что в предыдущий период "быки" сыграли слишком уверенно, может быть, даже слишком самоуверенно, произошла определённая коррекция в сторону понижения. Но последние данные – опять небольшой подъём, поэтому здесь нет ничего особенного. Считаю, что Китай как был, так и останется локомотивом мировой экономики. Мне не нужно характеризовать то, что в России происходит. Я говорил это уже неоднократно: да, есть проблемы, да, есть падение темпов роста, в том числе ВВП. Но в то же время мы сохранили наши резервы, мы обеспечили приемлемый курс национальной валюты, у нас положительное сальдо торгового баланса, фундаментальные основы нашей экономики дают все основания полагать, что мы эти сложности тоже преодолеем".
За шесть лет, что существует БРИКС, он трансформируется из площадки, где ведут диалоги, в координационную структуру. Учрежден свой банк, формируется пул валютных резервов. Журналисты интересуются, не изменится ли статус объединения.
Вопрос: "Каким Вы видите будущее БРИКС? Превратится ли это объединение – по сути, клуб по интересам – в полноценную международную организацию?"
В.Путин: "Вы знаете, БРИКС начал складываться с 2005 года, когда на полях "восьмёрки" мы в Петербурге предложили собраться лидерам Китая, Индии. Это предложение было принято, мы собрались, затем через некоторое время собрались уже специально, потом к этому формату присоединилась Бразилия, а чуть позже и Южная Африка. Всё это складывается естественным путём, никто никого никуда не загоняет. Это чрезвычайно важная вещь. Почему? Потому что все участники этого процесса чувствуют объективную необходимость в сотрудничестве. Особенно это касается необходимости создания более демократических принципов построения мировой экономики".
Одним из гостей саммита был иранский лидер. Он прилетел в Уфу из Вены, где идут переговоры о возможном снятии санкций с его страны. Присутствовал на них и Сергей Лавров. Правда, глава российского МИД покинул Австрию, чтобы принять участие в работе БРИКС и ШОС.
В.Путин: "Практически все министры иностранных дел находятся сейчас в Вене, кроме нашего министра, но, как он вчера нас заверил, мы надёжно контролируем ход переговорного процесса. А если говорить совсем серьёзно, то мы действительно знаем, что там происходит, наш министр в контакте со своими партнёрами и коллегами в Вене. Мы, конечно, исходим из того, что с Ирана будут сняты все санкции. Вопрос, в какие сроки, какие санкции и так далее. Мы выступаем сейчас за полноформатное снятие, и как можно быстрее, потому что вообще считаем, что это не способ решения международных вопросов и проблем. Но у каждого из участников этих переговоров своя точка зрения. Должен быть найден компромисс. На мой взгляд, он будет найден в ближайшее время".
В случае снятия санкций Иран начнет продажу нефти. По мнению российского президента, на рынок появление нового игрока особо не повлияет.
Еще одна страна, о которой говорили - Греция, с ее глубочайшим кризисом и огромным долгом в миллиарды евро. У Москвы есть деньги, чтобы помочь Афинам, говорит Путин. Но перспектива такого шага маловероятно.
Наталья Станиславец, РИА Новости: "Вы встречались с господином Ципрасом в Санкт-Петербурге, разговаривали с ним по телефону после референдума. Просили ли Афины Россию оказать им финансовую помощь? Обещала ли это Россия?"
В.Путин: "Господин Ципрас не обращался к нам за какой‑либо помощью. Это, в общем, понятно, потому что цифры там большие. Мы знаем, о чём идёт речь, решения должны быть приняты фундаментального характера. Вопрос даже не в деньгах. Вопрос в принципах развития экономики и в принципах решения этих проблем со своими партнёрами в ближайшей перспективе. Я уже публично говорил на этот счёт: конечно, на греков можно всё перекладывать, но, если были нарушения в их деятельности, где была Еврокомиссия? Почему не вносила коррективы в экономическую деятельность прежних правительств Греции? Почему выдавали такие бонусы и кредиты, позволяли держать такой низкий профиль по налогообложению в некоторых секторах экономики, почему такие большие субсидии были для островов? И так далее. Где они были раньше? Значит, есть о чём поговорить, и греческому правительству есть о чём поспорить".
Лидеры БРИКС и ШОС на ключевые темы мировой повестки смотрят одинаково. В уфимских декларациях, где отдельным пунктом украинский кризис. Солидарны - на юго-востоке договориться можно только мирным путем.
Ксения Голованова, "Интерфакс": "Нынешний этап ситуации на Украине. Не кажется ли Вам, что урегулирование пробуксовывает?"
В.Путин: "Мне действительно кажется, что в известной степени урегулирование пробуксовывает из‑за того, что у наших партнёров в Киеве нет желания вести прямые переговоры с Донбассом – с Луганском и Донецком. Но это выглядит немножко странно, потому что именно партнёры из Киева настаивали на том, чтобы в Минске появились первые лица Донецкой и Луганской непризнанных республик, чтобы именно они подписывали эти документы. Они приехали и подписали, объявили о том, что готовы исполнять, а теперь мы видим, что с ними не хотят напрямую общаться. Зачем тогда просили, чтобы они приехали и подписывали документы? Это, по меньшей мере, странно. Будем исходить из того, что это всё‑таки тактический ход. Я склонен скорее считать, что у нас больше шансов на успех, чем на провал. Все мы сходимся в одном – в том, что нет никакого другого решения украинской проблемы, кроме как возможности решить её мирным путём и через полное, безусловное исполнение договорённостей, достигнутых в Минске".
Одна из журналисток предложила Владимиру Путину заглянуть в будущее и представить, что будет со странами БРИКС ШОС через десять лет. Некоторыми мыслями российский президент поделился: например, им нужна своя платежная система для независимости и безопасности.
В.Путин: "Нам нужно в полном объёме запустить свой "пластик" в этом году, сделать так, чтобы он был доступен для наших граждан. Надо развивать его не только на территории Российской Федерации, но и за границу выводить, так, как это делают постепенно в некоторых странах, например в Японии, в Китае. Уверен, что это будет продвигаться, сто процентов. У нас большой рынок. У нас Visa и MasterCard обслуживают 97% клиентов внутри России. Это нормальная ситуация? Нет. Но мы это позволили сделать нашим партнёрам исходя из того, что экономика как бы вне политики. А выяснилось – нет, она погружена в неё, более того, используется как инструмент политической борьбы. Поэтому мы должны будем сделать для себя выводы. Но это совсем не значит, я уже много раз об этом говорил, что мы должны сами себя ограждать какой‑то стеной. Этого не будет. Мы будем использовать все инструменты сотрудничества со всеми – и с Соединёнными Штатами, и с европейскими странами, и с азиатскими. Но, разумеется, будем активно развивать отношения в том числе и прежде всего с теми, кто хочет с нами сотрудничать".
В череде официальных вопросов был и один житейский. Корреспонденты вспомнили, как на встрече премьером Индии российский президент пообещал, что будет заниматься йогой.
В.Путин: "Йога ведь предполагает развитие от физического к духовному. Будем считать, что я начал пока с духовного. Но и в этом мне ещё нужно много над собой работать".
Завершение итоговой пресс конференции не означало окончание его уфимского трехдневного марафона. В графике у Владимира Путина были еще рабочие встречи. Здесь российский лидер провел почти полтора десятка двусторонних переговоров, это не считая официальных мероприятий саммитов.