Найден ориентир в выходе из более чем 10-летнего противостояния вокруг ядерной программы Ирана
К концу июня должен появиться всеобъёмлющий договор, рамки для которого обозначены по итогам переговоров в Швейцарии с участием, в том числе, России. Сегодня в деталях становится понятно, что именно и когда получит Тегеран в обмен на отказ от атомной бомбы.
Министра иностранных дел Ирана дома встречают так, как будто бы страна выиграла чемпионат мира по футболу, а Джавад Зариф забил победный мяч.
"Согласно международному праву, администрация США будет обязана единовременно отменить все санкции. И если американцы говорят о постепенном их снятии, есть опасения, что их действия будут расходиться с договоренностями. В прошлом мы уже были свидетелями того, что некоторые документы принимались вопреки объективным фактам", - заявил глава МИД Ирана Джавад Зариф.
Едва завершились переговоры в Лозанне, на официальном сайте Госдепартамента США появился документ, в котором написано, что санкции после их отмены могут быть и возвращены. Приведены цифры, четкие сроки действия договоренностей. Проблема в том, что этот текст не был согласован ни с иранской стороной, ни даже с представителями шестерки стран переговорщиков.
Джеймс Эктон – содиректор программы ядерной политики фонда Карнеги: дипломаты обеих сторон, как в США, так и в Иране, собираются продать это в своих странах под видом большого дипломатического успеха. И большой вопрос — как еще на результат переговоров отреагирует американский Конгресс.
Госсекретарь США в Лозанне не случайно несколько раз произносит словосочетание "хорошая сделка". Потому что дома сенаторы от республиканской партии в телеэфире уже говорят обратное. Жесткой критике подверг соглашение Израиль.
"Единственная цель иранской ядерной программы — это разработка атомной бомбы! И международное сообщество теперь дает им на это право!" – отметил пресс-секретарь премьер-министра Израиля Марк Регев.
Глава МИД Германии Франк Вальтер Штайнмайер призвал Тель-Авив более внимательно изучить соглашение. А президент США Барак Обама уже заявил: с Ираном достигнуто историческое взаимопонимание.
Как говорили в Лозанне, во многом это стало возможно благодаря работе российской делегации. Она сближала позиции и делала взвешенные и реалистичные предложения.
"Результат обнадеживает, эта договоренность является политическими рамками, которые определяют основные развязки по наиболее острым проблемам. Проблема обогащения, проблема научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере ядерной энергетики. И вопросы, которые требуется решить с точки зрения транспарентности обеспечения полного контроля МАГАТЭ за выполнением всего согласованного. Ну, и в ответ снимаются санкции против Ирана. Все это ключевые компоненты, которые еще предстоит перевести на язык практических действий", - отметил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
При этом ни один ядерный объект Ирана не будет закрыт. Как этого удалось добиться? Российские специалисты разработали планы такой перестройки исследовательского реактора в Араке, чтобы с его помощью нельзя было произвести оружейный плутоний. Подземная фабрика по обогащению Урана Фордо будет превращена в исследовательский центр, в котором будут заниматься, в том числе ядерной медициной.
Обогащение урана будет происходить лишь на одном объекте в стране, на заводе в Натанзе. Большая часть уже обогащенного урана будет вывезена за пределы страны. Джавад Зариф намекнул даже, что Иран может продавать обогащенный уран на мировом рынке и зарабатывать на этом. Известно так же, что Россия сохраняет интерес к поставкам Тегерану топлива для атомных электростанций.
"РФ и "Росатом" готовы поставлять свежее топливо и забирать отработавшее облученное топливо назад в Россию со всех реакторов, причем мы готовы это делать на протяжении всего жизненного цикла соответствующих реакторных установок", - заявил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков.
Принципиальный для сторон вопрос - санкции ООН будут аннулированы после принятия Советом Безопасности специальной декларации. Одновременно должны быть отменены односторонние санкции со стороны США И ЕС, которые Россия не признает. Все это произойдет после выполнения Тегераном своих обязательств и подтверждением этого в МАГАТЭ.
По словам Госсекретаря США, снятие санкций возможно минимум через 4 месяца после заключения исчерпывающего соглашения, а это должно произойти до 30 июня. Между тем у "шестерки" посредников до сих пор есть разногласия в отношении как скорости отмены санкций, а также, самого их перечня. Примером может служить ситуация вокруг оружейного эмбарго. Оно вообще не имеет отношения к ядерному досье, и Россия намерена добиваться его снятия в первую очередь.
Это был изматывающий забег, так охарактеризовали переговоры дипломаты. Впрочем, отдыха не будет. Впереди работа над многостраничным итоговым документом, в котором будут детально описаны все технические нюансы. Команды экспертов намерены встретиться в ближайшее время.