Парламент Украины после долгих споров принял закон об особом статусе Донбасса
Верховная Рада сегодня приняла документ о статусе Донбасса, вызвавший недовольство ещё когда его позже оговоренного срока внёс в парламент страны президент Петр Порошенко. Его участия потребовало и само обсуждение - настолько текст не понравился парламентариям, как до этого не устроил и лидеров юго-востока, правда, по другим причинам.
К проекту закона об особом статусе Донбасса Верховная Рада приступила только к вечеру. С утра заседание откладывали трижды. Документ вызвал шквал критики и фактически надвое расколол парламентскую коалицию. Почти весь день представители фракций продолжали спорить о том, позволит ли закон получить над Донбассом максимальный контроль, или, наоборот, приведет к окончательной потере восточных территорий.
"Этот закон говорит, что там буду избираться на выборах люди, у которых руки в украинской крови. И не сомневайтесь, что на этих выборах будут фальсификации. Это выборы на оккупированных территориях. И как вы думаете, каких судей, каких прокуроров они предложат украинским властям для назначения?" - спрашивает в своем выступлении Юлия Тимошенко.
"Поправка, которую вносит президент, фактически блокирует множество положений, которые вызывают дискуссию. Эти законы означают полный контроль Украины над территорией, которая сегодня оккупирована. И мы сегодня специально будем голосовать за ещё одно постановление, которое признаёт эти территории оккупированными", - заявил заместитель председателя Верховной Рады Андрей Парубий.
"Всему народу Украины нужен мир. Мир безусловный. Что сделается этим законопроектом? Предлагается сначала всем капитулировать, одной стороне, и только после этого будут рассмотрены отдельные законопроекты, которые создадут особые условия. В чём они выражаются, особые условия? Покажите их в законопроекте! Их там нету", - возмущен депутат от "Оппозиционного блока" Юрий Воропаев.
Для того чтобы прекратить дискуссию и наконец приступить к голосованию, лидерам фракций пришлось даже ездить на переговоры к президенту. В итоге закон был принят едва перевесившим числом голосов.
В самопровозглашенных республиках о том, что долгожданный проект наконец-то внесен в Раду, узнали позже всех. С властями этих республик документ заранее никто не согласовывал. Что должен дать особый порядок местного самоуправления народным республикам, оговаривалось еще осенью, на первой встрече в Минске. Амнистия участников событий на Донбассе, официальный статус русского языка, а также возможность создавать отряды народной милиции и право решающего голоса при назначении Киевом судей и прокуроров. Но по новому закону, все эти особые условия возможны только после того, как на неподконтрольных Киеву территориях пройдут внеочередные выборы в полном соответствии с украинским законодательством.
"Текст закона Украины "Об особом статусе", который был принят в сентябре прошлого года, он в целом соответствовал переговорным позициям Донецка и Луганска на тот момент, и он был опубликован 1 сентября. Скажем так, те позиции, которые нас бы устроили, тот текст был согласован с нашими представителями, поэтому он и должен был оставаться. Никакие несогласованные с нами поправки в него внесенные, и которые внес Порошенко, нами не признаются. Они являются с нашей точки зрения, то есть и юридические бессмысленными, ну, и по политическим понятиям они ничтожны, так как они уничтожают сам закон и саму возможность реализовать этот закон", - заявил заместитель председателя Народного совета ДНР Денис Пушилин.
"Особый статус или особый режим местного самоуправления вводится в действие после проведения местных выборов. А местные выборы возможны в том случае, если... Далее идет перечисление условий, которые фактически означают то, что выборы можно провести тогда, когда контроль над этой территорией будет у Киева. Это очевидно, и для Порошенко это понятно, и для всех это понятно, что это означает, что Порошенко не хочет местных выборов, а не хочет он их, потому что появляется легитимный представитель юго-востока, и он этого не хочет", - полагает политолог Михаил Погребинский.
С новыми поправками закон об особом статусе Донбасса больше напоминает набор требований к территориям, находящимся под контролем ДНР и ЛНР, лишь выполнив которые, самопровозглашенные республики могут получить некоторые элементы самоуправления. Изначально предполагалось наоборот — сначала закон о статусе, амнистия, обмен пленными, восстановление всех хозяйственных и экономических связей, возобновление работы банков, выплаты пенсий и пособий, а уж потом выборы. По мнению экспертов, новый проект закона нужен Порошенко лишь для того, чтобы и дальше тянуть время, с виду оставаясь рьяным сторонником Минских соглашений в глазах зарубежных партнеров и кредиторов.
"Мы должны понимать, что Петр Порошенко сейчас находится в сложной ситуации. Он хочет усидеть на нескольких стульях одновременно. То есть, с одной стороны - угодить некой внутренней партии войны. С другой стороны – выглядеть, как сторонник мира, с третьей стороны - показать миру, что он готов выполнять Минские соглашения и что он - Президент, который готов над ними работать", - полагает политолог Алексей Якубин.
"Смысл этого закона - он нулевой. Все требования, все, что обсуждалось в Минске, Порошенко не сделал. Со своей стороны могу сказать следующее, что это его действие говорит о том, что человек, который обещает в Минске одно, по факту делает другое, я вообще удивляюсь, как Украина живет с таким президентом?" - недоумевает глава ДНР Александр Захарченко.
Список территорий и населенных пунктов с железнодорожными станциями и даже перекрестками дорог, на которых должен быть введен специальный режим, появился и вовсе одним из последних. На сайте Рады он был размещен только сегодня к обеду. На карте видно, как линия соприкосновения выглядит сейчас, но по-другому границу территорий с особым статусом видят в Киеве.
Похоже, под принятый сегодня в Раде закон не попадет ни покинутый украинскими войсками город Дебальцево, ни поселок Широкино, ни территория донецкого аэропорта. Дожидаться от самопровозглашенных республик какой-либо реакции на такие тонкости географии депутаты украинского парламента, как обычно, не посчитали нужным.