Сотрудники Польского культурного центра извинились за высказывания главы МИД страны Гжегожа Схетыны
Сегодня Польский культурный центр в Калининграде от имени миллионов поляков принёс извинения российскому народу за высказывания главы МИД страны Гжегожа Схетыны. Тот заявил, что узников Освенцима в январе 1945 года освобождали, главным образом, украинские солдаты.
Был скандал, который сегодня получил продолжение при участии самого Схетыны. Он согласился на новое интервью. Теперь, наверное, жалеет.
Польский министр иностранных дел Гжегож Схетын в эфире, демонстративно скрестив руки, всем своим видом, кажется, старался показать, насколько ему неприятен этот разговор, и как ему не хочется отвечать на прямые, что называется, без обиняков вопросы журналистки. Но ведущая упрямо не позволяет собеседнику уходить от ответов.
"Господин министр, вы будете извиняться перед россиянами за то, что сказали, будто это украинцы освободили Освенцим?" - спрашивает она.
"Я сказал, что 27 января, в том числе, украинские солдаты освобождали лагерь Аушвиц-Биркенау. Надо обратиться к историческому факту, что за рычагами первого танка, который проломил ворота концлагеря, сидел украинец Игорь Гаврилович Побирченко, в последующем - известный профессор арбитражного права. Но я не отрицаю факта, и это всем известно, что Аушвиц освободила Красная Армия, где большинство составляли русские солдаты", - говорит Гжегож Схетына.
Вот и понимай, как знаешь! То ли признал собственную неправоту, то ли продолжает стоять на своем. Это интервью состоялось всего два дня спустя после того, как этого же самого Гжегожа Схетыну, министра иностранных дел Польши, в интервью другой радиостанции спросили, почему Польша не отправила Президенту России, страны-наследницы Советского Союза, чья армия сражалась с фашизмом в Европе, приглашение на 70-летний юбилей годовщины освобождения Освенцима? Тогда этот член польского правительства заявил, что заслуг России здесь лично он не видит.
"Это был Первый Украинский фронт, там были украинские солдаты в тот январский день, и они открывали ворота лагеря и освобождали заключенных", - заявил политик.
Это заявление вызвало вполне предсказуемую ответную реакцию. Оно еще могло бы сойти за обычную глупость, но ведь польский министр - историк по образованию. То есть, казалось бы, как никто другой должен хорошо владеть предметом, о котором говорит. А значит, в случайность ошибки поверить сложно. Как выяснилось, Гжегож Схетына все же знает и о том, что Красная Армия была многонациональной, и что названия фронтов обозначали лишь географические направления.
"Но Первый Украинский фронт не называется так только потому, что там были только украинцы?" - уточняет ведущая.
"Фронт назывался Брянским, потом Воронежским, потом Украинским", - соглашается министр.
"Но не потому, что там были сто процентов украинцы?" - спрашивает ведущая.
"Но никто этого не говорил", - отвечает Гжегож Схетына.
"Но вы это сказали на Польском радио, что украинцы освобождали Аушвиц", - напоминает журналист.
"Сказал, что они открывали ворота Аушвица, потому что такова правда, кто это сделал. Но я не сказал, что сто процентов украинцев составляли Украинский фронт, как и не на сто процентов из белорусов состоял Первый Белорусский фронт, который освобождал Варшаву", - отвечает министр.
Вопросы, кажется, совсем не нравятся Схетыне. Он отвечает, как бы нехотя соглашаясь с очевидными историческими фактами. Но диалог в радиоэфире не может продолжаться бесконечно, и ведущая все же пытается поставить логическую точку в уроке истории и спрашивает, будет ли политик извиняться.
Извинений не прозвучало и от других представителей официальной Варшавы. В польском посольстве в Москве попытались сделать вид, что ничего особенного в явно националистических заявлениях министра не видят и всего лишь призвали "избегать ненужных разговоров, увеличивающих эмоции". Но это еще больше подчеркнуло цинизм произошедшего. Получается, перевирать историю в угоду политическим интересам можно, а протестовать против этого - значит "увеличивать эмоции". Такая позиция властей вызвала несогласие и у самих поляков.
"Я не могу отвечать за высказывание других лиц, тем более, деятелей политики польской. Пусть это будет на их совести. Я могу высказаться от своего имени и от имени многих сотен тысяч, а может быть и миллионов даже поляков - моих соотечественников. Многие, десятки из них просили меня и писали мне, что та трактовка истории, которую сейчас пытаются нам предоставлять, является, по крайней мере, возмутительной и не до конца истинной. И здесь, конечно мы имеем дело с фактами, которые умелым образом жонглируются, чтобы получить намеренный результат. Поэтому я лично хотел бы попросить извинения, прежде всего, перед теми россиянами, чьи деды погибли в польской земле за то, чтобы таких мест, как концлагерь Освенцим, и сотен других концлагерей, которые были на территории Польши, больше никогда в жизни на земле Европы не было", - сказал руководитель Польского культурного центра в Калининграде Томаш Оманьски.
Слова польского министра, как и слова американского посла Кирби, заявившего, что он не понимает, зачем Путина пригласили на празднование годовщины освобождения Белграда, который освобождала Третья Украинская армия, высказывание украинского премьера Яценюка о вторжении СССР в Германию – все это уже не выглядит простой случайностью. Кажется, эти политики верят в правило: "Глупость, повторенная многократно, становится истиной". Но забывают, что это возможно только в том случае, если остальные с этой глупостью смирятся.