Владимир Путин ответил на вопросы журналистов ТАСС о предстоящем саммите G20
Внимание политиков и экономистов всего мира приковано к саммиту "Большой двадцатки", который через несколько часов откроется в городе Брисбен, в Австралии. Туда уже прибыл Владимир Путин. В графике президента, помимо основных мероприятий форума, запланирована серия двусторонних встреч. Накануне своего визита российский лидер дал интервью агентству ТАСС. Вопросы касались в том числе самых острых тем.
Встреча в Австралии лидеров двадцати государств – это, прежде всего, разговор об экономике. Среди участников саммита и руководители всех стран, которые сегодня вводят антироссийские санкции. Так что вопрос, будет ли Владимир Путин поднимать эту тему во время предстоящих переговоров, прозвучал одним из первых.
В. Путин: "Я сам не собираюсь эти вопросы поднимать для обсуждения – мне кажется, что это бесполезно. Все и так понимают, что они делают. Такие решения принимаются у них на блоковом уровне, на национальном уровне. Я считаю, что это ошибка даже с точки зрения их геополитических интересов. К сожалению, сегодняшний мир живёт в условиях очень ограниченного горизонта планирования, особенно в сфере политики и безопасности. Все живут от выборов до выборов. А это очень маленький горизонт планирования и не даёт возможности посмотреть перспективно в будущее более отдалённое. Это плохо".
Санкции против России, отметил глава государства, не просто нарушают международное право, согласно которому подобные решения принимает Организация Объединенных Наций. Это еще и нарушение принципов свободной торговли, которые когда-то сформулировали сами Соединенные Штаты, создавая Всемирную торговую организацию. В итоге возникают угрозы новых экономических кризисов.
"Ну, вот в нашем случае – допустим, партнёры ограничили доступ наших финансовых учреждений к международным финансовым рынкам. За счёт того, что мы привлекаем капиталы с международных финансовых рынков, наши финансовые учреждения финансируют наши компании, которые закупают готовую продукцию в этих же развитых экономиках и поддерживают там и рабочие места, и социальную сферу, и рост экономики. Мы не будем этого делать – значит, там будут сбои, - говорит президент. - За счёт нашей совместной работы с ФРГ там обеспечивается 300 тысяч рабочих мест. Ну не будет там заказов – значит, всё. Да, они, наверное, на что-то переориентируются, но ещё надо понять, на что. Это не так просто".
Готова ли страна к новой волне мирового экономического кризиса? По словам Владимира Путина, созданные за последние годы запасы золотовалютных резервов, а это в общей сложности около 600 миллиардов долларов, позволят преодолеть любые трудности.
"Мы думаем обо всех сценариях. Мы очень бережно относились к нашим резервам: и к золотовалютным резервам, и к резервам правительства. Они у нас достаточно большие, и это позволяет нам быть уверенными в том, что мы точно совершенно исполним все взятые на себя социальные обязательства и удержим все бюджетные процессы в определённых рамках и всю экономику", - сказал Путин.
Впрочем, просто, что называется, проедать эти деньги не планируется. Экономические трудности – повод, который надо использовать для развития страны.
"Если средства и расходуются, то по нескольким направлениям. Одно из них – это развитие инфраструктуры. Это дополнительное кольцо вокруг Москвы, это строительство и расширение возможностей движения товаров на восток, имея в виду Транссиб и БАМ, это скоростное железнодорожное сообщение, это развитие портовой, аэропортовой инфраструктуры. Но это совсем не значит, что мы должны просто палить эти резервы бездумно, не ожидая адекватной экономической отдачи", - отметил глава государства.
И это, по словам Владимира Путина, касается всех. Один из примеров – крупнейшая в стране нефтяная компания "Роснефть", которая не так давно из-за санкций обратилась к правительству с просьбой о дополнительной финансовой помощи.
"Я бы был руководителем "Роснефти", я бы тоже требовал денег. А что, кто не требует? Все просят денег и рассчитывают на их получение. И я не исключаю, что какие-то ресурсы "Роснефть" может получить, но какие, в каком объёме, в какие сроки, на каких условиях, это требует проработки, и никакой суеты здесь не будет. Они должны доказать, что если они получат эти средства, то они пойдут на конкретные цели, и должны будут показать, какова будет отдача не только для компании, а для всей экономики России", - сказал Путин.
Несмотря на санкции, у отечественных компаний остается доступ к внешним займам. Если не на Западе, то на Востоке. Те же китайцы уже объявили о готовности вкладываться в совместную с "Роснефтью" разработку новых месторождений, а также покупать российские энергоносители за юани. Постепенный отказ от расчета только в одно валюте – американских долларов – лишь первый шаг к изменению сложившейся мировой системы, где одна страна навязывает остальным свои правила игры.
"Например, на одной из "двадцаток" было принято решение об усилении роли развивающихся экономик в деятельности МВФ. Конгресс США заблокировал это решение, и всё. И уже тот факт говорит о том, что именно США выбиваются из общего контекста решения стоящих перед мировым сообществом проблем. Об этом только никто не вспоминает. Спекулируя на своей монополии в мировых средствах массовой информации, эту информацию заглушают, её уже вроде нет, - говорит президент. - Понимаете, все говорят о каких-то текущих проблемах, в том числе с санкциями, с Россией, а на самом деле в глобальном плане вот в данном случае США не выполняют. Это фундаментальная, кстати говоря, вещь. Но она не выполняется".
Хотя решения, принятые на встрече лидеров двадцати крупнейших экономик, и не обязательны к исполнению, польза от такого формата общения все же немалая, отметил глава государства. Ведь это, в первую очередь, возможность встретиться и поговорить обо всех проблемах напрямую. В рамках саммита у Владимира Путина запланировано несколько двусторонних встреч с главами государств.