Владимир Путин провел заседание Госсовета, посвященное дорожному строительству
Сегодня Президент Владимир Путин на заседании президиума Госсовета в Новосибирске заявил, что его не устраивает соотношение цена-качество при строительстве дорог. Глава государства потребовал ужесточить контроль за расходованием средств.
На заседании шла речь о методах строительства, которые надо использовать, чтобы трасс становилось больше, а "черных дыр", в которых исчезают выделенные деньги, меньше. Пример такого строительства - новый мост через Обь, созданный по самым современным технологиям
Гудящие клаксонами автомобили в бесконечных заторах для Новосибирска - вполне будничная картина. Полуторамиллионный город, разрезанный надвое рекой Обь, до этого дня сшивали всего две тонкие нити автомобильных мостов. Протянуть третью планировали еще в 80-е, но проект пришлось отложить в долгий ящик. И вспомнить о нем, лишь когда Президент в один из своих визитов пообещал сибирской столице помочь в строительстве переправы. И вот теперь обещание выполнено.
"Ещё в 2008 году мы об этом только говорили, приняли решение, в 2010 начали работать, и сейчас, за четыре с небольшим года, уже сдаёте такой уникальный, по сути, объект не только для России, но и в мировой практике очень хороший объект, а для России – точно. Но самое-то главное в том, что он очень был нужен людям. Это и для экономики города очень правильно и своевременно. Жилищное строительство будет развиваться активнее. Выход на аэропорт Толмачево появляется дополнительный. В общем, для развития инфраструктуры Сибири это очень важный объект. Действительно, большая хорошая работа. Спасибо вам большое", - поблагодарил Президент строителей.
Мост необычен и с точки зрения технологий - это огромная арка, поддерживающая пролет, и особенно внешнего вида, что в городе стараются всячески подчеркнуть, ведь мост – на новой бумажной купюре.
В Новосибирске даже шутят - если учитывать важность проекта, достоинство купюры можно и увеличить. Ведь уже сейчас с одного берега Оби на другой каждый день переезжают 200 тысяч машин, а через 10 лет их, по прогнозам, станет в два раза больше.
Впрочем, значение эта переправа имеет не только для самого Новосибирска. Бугринский мост станет частью дороги, которая напрямую соединит федеральные трассы "Иртыш" и "Чуйский тракт", что значительно сократит путь между Уралом, Западной Сибирью и Монголией.
Такие проекты, образно говоря, делают города ближе друг к другу. Для России это застарелая беда - единой транспортной сети, которая бы связывала все населенные пункты, как не было, так и нет. Хотя в этом направлении уже предпринимаются серьезные шаги. На заседании Госсовета Президент напомнил - за 10 лет объем строительства и ремонта дорог в России должен удвоиться.
"Все мы знаем, насколько это острый и насущный вопрос. Скажу больше. Жизненно важный. От его решения напрямую зависит рост экономики, конкурентоспособность бизнеса, комплексное развитие регионов, успешная реализация практически всех социальных задач. очевидные достижения есть, определенная позитивная динамика имеется, но повторю, все мы хорошо знаем - дорожная отрасль по-прежнему остается трудным, проблемным вопросом. Задача сделать ее опережающей, новаторской, прорывной отраслью, она еще впереди в решении своем. Чтобы она, эта отрасль, служила одним из мощных локомотивов развития экономики всей страны, нужно еще многое сделать", - уверен Владимир Путин.
Вопрос, как обычно, упирается в деньги. Федеральные трассы беспокойства не вызывают, но из почти полутора миллионов километров российских дорог они занимают всего 50 тысяч. Остальное - дороги областного и местного значения, а с ними дело обстоит уже сложнее.
"К нормативному содержанию крайне важно подтягивать и региональную сеть. Ведь водителю все равно, по дороге какого значения он едет. Ему важно, чтобы дорога была ровная без ям и без ухабов", - уверен министр транспорта РФ Максим Соколов.
Решение вроде бы на поверхности - снижать цену. Ведь не зря дороги в России иногда называют "золотыми". Чтобы связать две деревеньки, автобан не нужен, можно строить дороги попроще. Но делать это мешают строгие нормы. Например, ширина дорог у нас больше, чем в Европе.
"Там даже принят норматив не 4 а 3.25 метра и это предостаточно, но по такой дороге мы не имеем права пускать школьный автобус, вынуждены строить семь метров дорогу, по которой проезжает 10 авто в сутки. Так никаких денег не напасешься", - высказался губернатор Калужской области Анатолий Артамонов.
Президент обратил внимание и еще на одну причину высокой стоимости дорог в России. Песок и щебень, доступные, казалось бы, повсеместно, при строительстве порой дорожают так, будто это золото или алмазы.
"О строительстве и реконструкции дорожного объекта даже еще порой официально не объявляли, есть только планы – и оказывается, что все ближайшие земли, пригодные для разработки карьеров, уже скуплены. И в период строительства предприниматели диктуют монопольно высокие цены. Надо еще в каждом конкретном случае проверять с кем аффилированы эти предприниматели, которые себя ведут таким образом. Для справки могу привести, что рост на щебень за последние пять лет составил 46%. На песок 79,7 %. Это что такое?! Это что, инфляция у нас такая? Ну, о чем мы говорим вообще? При перевозке в соседние регионы цена щебня и гравия возрастает на 20-30%. На песок - до 90%. В общей стоимости стройматериалов щебень составляет от 20 до 40%. Так и напрашивается вопрос о коррупционной составляющей", - отметил Владимир Путин.
И ведь давно изобретены способы строить дороги дешевле и надежнее. На выставке дорожных технологий Президенту показали, чем отличается железная арматура от сделанной из композитных материалов. Выгода очевидна, а пользоваться нельзя — мешают все те же устаревшие нормативы.
По ряду правил в этой области дорожники все еще ориентируются на нормы 30-летней давности, но ведь тогда и транспортные нагрузки были совершенно другими, не говоря уже о материалах и технологиях, которые применяются сегодня во всем мире. А у нас пока нет или очень мало распространены к применению. Вы знаете, вот я сейчас на выставке был, и действительно, то, что я сказал, и многие здесь знают. Это странно даже. Просто странно. Технологии есть. Материалы есть. А по бюрократическим соображениям их до сих пор невозможно использовать. Это даже удивительно просто. Косность какая-то", - недоумевает Владимир Путин.
В результате получается — сколько ни строй, ни ремонтируй дороги, а воз и ныне там, застрял в непролазной грязи. Эффективность затрат на дорожную отрасль в России такова, что сравнить ее можно с бездонной бочкой.
"Даже недавно построенные автодороги нередко не соответствуют требуемым характеристикам. Быстро изнашиваются, не выдерживают современных транспортных нагрузок и так далее. В итоге сохраняются так называемые "черные дыры", где исчезают выделенные средства. Из года в год ремонтируются одни и те же дороги, вместо того чтобы поступательно наращивать объемы качества дорожного строительства", - сказал Владимир Путин.
И все это накладывается на проблему использования дорог - даже те, что построены по всем правилам, легко разрушить, если пускать по ним перегруженные фуры.
"Усилия по строительству новых и поддержание существующих автомобильных дорог сводится на нет бесконтрольными перевозками тяжеловесных грузов, из специализированных перевозок они превратились в массовые случаи намеренного перегруза. Это ведь ведет к разрушению дорог. К сокращению межремонтных сроков и создает опасность для искусственных сооружений. По оценке Росавтодора ежегодный ущерб, наносимый российским дорогам, уже сегодня составляет два с половиной триллиона рублей", - сообщил президент Татарстана Рустам Минниханов.
На заседании Госсовета предложили усилить контроль за перевозкой тяжелых грузов, но признали - пока половину всех грузов везут по автодорогам, полностью проблему решить не удастся. Так что помимо автомобильной, ускоренными темпами в России нужно развивать и железнодорожную отрасль.