Большие шаги — план по урегулированию конфликта на Украине предлагает Кремль и одобряет ООН
Обсуждение - как прекратить войну в Донбассе - на неделе, наконец, переросло в предметный разговор. Свой пошаговый план предложил президент Путин. 7 пунктов, которые легли и в основу переговоров контактной группы в Минске, и совпали во многом с предложениями ополченцев и, судя по заявлению ООН, приняты как официальный базовый документ для решения украинского вопроса.
По первому пункту - полному прекращению огня всеми сторонами - вопросов не было. И Киев, и Донбасс согласились - стрелять не будем, хватит смертей. При этом оговорились, но никаких стопроцентных гарантий, что перемирие не будет нарушено, никто не дает.
Пять часов переговоров и вот решение - на юго-востоке Украины, наконец, замолчит оружие.
"Я думаю, у нас есть хорошая новость: мы только что подписали протокол, который состоит из 12 пунктов. Самый главный из них - это прекращение, немедленное прекращение огня, которое должно начаться сегодня в 18 часов", - сообщила специальный представитель Генерального секретаря ОБСЕ Хайди Тальявини.
Эти 12 пунктов во многом совпадают с планом мирного урегулирования, который предложил в середине недели Владимир Путин. Главное - это прекращение огня.
Из плана Путина: "Прекратить активные наступательные операции вооружённых сил, вооружённых формирований, ополчения юго-востока Украины на донецком и луганском направлениях. Отвести вооружённые подразделения силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населённых пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня".
О возможных вариантах выхода из кризиса Владимир Путин рассказал журналистам в Улан-Баторе. За соблюдением перемирия президент предложил наблюдать международным организациям - в Минске в итоге договорились, что займется этим ОБСЕ.
Среди предложений Путина - и отказ от применения боевой авиации в зоне конфликта, а также обмен пленными по схеме всех на всех. С этим тоже согласилась контактная группа в белорусской столице. Последние два пункта плана Путина - это решение гуманитарных проблем на юго-востоке Украины.
Из плана Путина: "Открыть гуманитарные коридоры для передвижения беженцев и доставки гуманитарных грузов в города и другие населённые пункты Донбасса – Донецкую и Луганскую области. Обеспечить возможность направления в пострадавшие населённые пункты Донбасса ремонтных бригад для восстановления разрушенных объектов социальной и жизнеобеспечивающей инфраструктуры, оказания помощи им в подготовке к зиме".
На встрече в Минске говорили и о гуманитарной помощи разрушенным войной регионам, но главное - это признают все участники переговоров - наконец появилась надежда избежать новых жертв.
"Считаю, что ни одна человеческая жизнь не достойна никаких политических амбиций. Поэтому очень рад и счастлив, что удалось сделать первый шаг к попытке изменить военную ситуацию, перевести ее в политическое русло", - заявил председатель правительства Донецкой народной республики Александр Захарченко.
Для поиска политического компромисса, наверняка, понадобится еще не одна встреча. Но уже и президент Украины заявил - власти страны готовы разговаривать.
"Очень важно, чтобы перемирие продлилось долго. И в течение этого перемирия мы будем продолжать политический диалог, который поможет принести Донбассу мир и стабильность. Готовы к ряду значительных шагов, таких, как децентрализация власти, предоставление экономических свободы для Донецкого и Луганского регионов, гарантии использования любого языка на этой территории, защиты культурных традиций", - сказал Петр Порошенко.
Итоговый протокол, подписанный всеми участниками переговоров, был опубликован в ночь на воскресенье на сайте ОБСЕ. А власти Новороссии рассказали о том, каким они видят выполнение этого плана на практике. Глава Луганской народной республики Игорь Плотницкий заявил, что от Киева ждут стопроцентной гарантии безопасности жителей региона и сохранения инфраструктуры, а особый статус, который могут получить самопровозглашенные республики, хоть и не означает отказа от независимости, но ради мира нужно идти на компромиссы.
Вице-премьер ДНР Андрей Пургин считает, что все подразделения украинской армии должны отойти от населенных пунктов в зоне конфликта, а в буферной зоне контролировать соблюдение перемирия смогут представители ОБСЕ. Роль именно этой организации на юго-востоке считают ключевой.
Итоги встречи в Минске оценили и в Европе. Там отлично понимают - даже хрупкий мир гораздо лучше любых боевых действий. И переговоры легче проводить не под грохот канонады.
"Это переговоры, которые пойдут в практической плоскости и будут охватывать весь спектр – пленные, заложники. Но главное, что объявлено перемирие. И этот важнейший пункт обсуждался с лидерами двух самопровозглашенных республик. Вполне возможно, что продвижение в этом направлении позволит реализовать моменты, ранее сформулированные в 7 этапах плана Путина. Это очень прагматические и реалистичные предложения, которым, несомненно, имеет смысл следовать", - говорит политолог Тиберио Грациани.
Последние несколько месяцев и на Западе, и на Украине почему-то старательно избегали говорить о конкретных шагах для достижения мира. А ведь то, с чем столкнулись люди в зоне конфликта, уже давно называют гуманитарной катастрофой. Но политики в Европе, за океаном и в Киеве как будто не слышали. Общественные организации Донбасса на этой неделе обратились к своим украинским коллегам с предложением вместе найти выход - и снова без ответа.
Многие говорили - такое впечатление, что только Россия заинтересована в прекращении войны. И вот впервые с начала военных действий лидерам самопровозглашенных республик не предложили под видом мирного плана очередной ультиматум, как это было летом. И слово "террорист" в Киеве как будто стараются забыть. Это тоже результат переговоров в Минске.
"Важный момент в этих переговорах в том, что украинскому правительству пришлось говорить о прекращении огня с теми, с кем они вести переговоры постоянно отказывались, то есть с лидерами Донецкой и Луганской народных республик. И получается, что власти признают, что они не террористы и не сепаратисты, а стороны конфликта, с которыми нужно говорить", - сказал политолог Александр Меркурис.
Вопрос в том, будет ли перемирие устойчивым. И об этом эксперты говорят с большой осторожностью. Ведь так называемые территориальные батальоны, участвующие в подавлении сопротивления на Юго-востоке, нередко приказы просто не выполняют.
"Одним из факторов, от которых зависит, удастся ли придерживаться режима прекращения огня, - это то, насколько такие военные организации находятся под контролем Киева, согласны ли они подчиняться приказам властей. И я уверен, все помнят, что в июне перемирие было объявлено Киевом, но продержалось меньше недели", - напомнил политолог, Директор исследовательских программ Института демократии и сотрудничества Джон Лафленд.
Мир на Юго-востоке Украины зависит и от того, на какие уступки будут готовы пойти участники переговоров. Многие сейчас рассуждают о позициях ополченцев и киевских властей. Ведь представители Донецкой и Луганской республик согласились на перемирие после успешного наступления, а значит, аргументы выглядят сильнее.
"Они руководствовались, прежде всего, гуманитарными соображениями. В военном плане у них сейчас все в порядке. После контрнаступления в 20-х числах августа они добились существенных успехов. Фактически у Украины сейчас нет возможности в военном плане что-то предпринять наступательного на Донбассе. Но люди страдают. И поэтому из этих соображений, конечно, руководство ДНР и ЛНР пошло на перемирие. Надо сейчас дать людям спокойно жить и получить некие гарантии безопасности, и дальше продолжать разговор о политическом статусе и о политическом будущем юго-востока Украины", - сказал директор Евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько.
Официальный Киев, говорят политологи, напротив, оказался в сложном положении. Ведь впереди выборы, а президенту Порошенко нужно демонстрировать успехи, иначе можно проиграть гонку за места в парламенте со всеми неприятными последствиями.
"Успехи могут быть только на двух направлениях. Первое - полная военная победа. Этого он сделать не может. И второе — некий компромисс, потому что военное поражение, так сказать, провалит его партию на парламентских выборах. А компромисс дает возможность ему сказать, худо-бедно: смотрите, я остановил войну, ваших детей больше не убивают, я сохранил Украину, так сказать, в нынешних границах, по крайней мере на данный момент, я принес мир. И это можно выдать как временный успех и с этим можно идти на выборы", - говорит политолог Сергей Михеев.
Но уже сейчас Порошенко приходится противостоять сторонникам военных действий. Причем один из них - премьер-министр Яценюк, которому мирный план совсем не нравится. Он собирается строить стену на границе с Россией, деньги обещал попросить в Европе. Юлия Тимошенко, набирающая политические очки перед выборами, и вовсе требует вступления страны в НАТО, а радикальный националист Олег Ляшко уже увидел в перемирии угрозу территориальной целостности Украины. В такой компании президенту, говорят эксперты, с каждым днем будет все неуютнее.
"Сможет ли он выдержать давление крайних националистов, которые немедленно обвинят его в предательстве и призовут к третьему Майдану и походу на Киев? Если позиция националистов, которые будут обвинять Порошенко в предательстве, укрепятся и если придет новый государственный переворот в Киеве — этого исключать нельзя, то, собственно говоря, уже не с Порошенко придется вести диалог, а с какими-то другими людьми, что будет означать пересмотр всех договоренностей", - сказал директор Евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько.
Впрочем, война, в конечном счете, не выгодна никому на Украине, какими бы ни были политические амбиции. И поэтому за подписанный в Минске протокол многие готовы ухватиться, как за спасительную соломинку. В прессе его уже окрестили планом Путина-Порошенко, потому что мирные инициативы появились после телефонного разговора двух президентов. На Украине предпочитают менять фамилии местами, но название не так уж и важно, главное - чтобы план работал.