Президент РФ назвал происходящее на Украине «огромной общей трагедией»
То, что происходит сейчас на Украине, — это огромная общая трагедия, заявил сегодня Владимир Путин, обращаясь к участникам молодёжного форума "Селигер". Кризисная ситуация в соседней стране стала первой темой встречи. Президент уверен — необходимо немедленно прекратить кровопролитие. Украинские власти должны сесть за стол переговоров с представителями Юго-востока страны, но пока в Киеве предпочитают язык ультиматумов.
Беседа получилась очень насыщенной, она длилась больше двух часов, затронула самые актуальные политические и экономические темы. И один из первых вопросов, который задали президенту, касался, конечно, ситуации на Украине.
Владимир Путин начал с того, что прокомментировал задержание наших военных, и рассказал, о чем они договорились по этому поводу с Петром Порошенко.
В. Путин: "И на нашей территории оказывались украинские военнослужащие, причём в гораздо большем количестве, один раз 450 человек вышло, другой раз ещё 60, вот совсем недавно ещё 60, и многие с оружием. Были случаи, когда они выходили на нашу территорию и говорили, что они просто заблудились – на бронетехнике, с оружием. На самом деле это правда, я сейчас говорю серьёзно – я верю, что они заблудились, потому что там же нет маркированной границы. Если идут боевые действия или как наши патрулируют границу, то это вполне возможно. Так что я считаю, что это вопрос технический. Мы с Петром Алексеевичем Порошенко об этом говорили, и он заверил меня в том, что российские военнослужащие будут переданы России так же, как мы передавали и передаём до сих пор военнослужащих украинской армии. Более того, вы знаете, мы оказывали им медицинскую помощь, лечили в наших больницах, госпиталях. Поэтому все основания есть надеяться на то, что мы будем взаимно корректны в этом смысле".
Президент высказался и о ситуации на Украине в целом и о возможных путях выхода из кризиса, который, по мнению Владимира Путина, можно преодолеть, только сев за стол переговоров.
В. Путин: "Мы многократно говорили и с руководством Украины, и с руководством Соединённых Штатов, европейских стран – нужно немедленно прекратить братоубийственную войну и сесть за стол переговоров. Ведь что предложило руководство Украины недели три-четыре назад? В одностороннем порядке так красиво всё звучит: прекратили боевые действия. Но сразу же сказали: "Семь дней – тот, кто не сложит оружие, будет уничтожен". Это разве путь к переговорам? Это ультиматум. Естественно, люди, которые взялись за оружие, а взялись они за оружие, чтобы защитить себя, свою жизнь, своё достоинство, они на эти условия, ясно, не согласились. После этого были возобновлены боевые действия. Сегодня к чему всё пришло: и малые населённые пункты, и крупные города окружены украинской армией, которая прямой наводкой наносит удары по жилым кварталам с целью разрушить инфраструктуру, подавить волю сопротивляющихся и так далее. И поэтому я вполне могу понять ополчение юго-востока – Донбасса, Луганска, что они предприняли попытки защитить себя. Почему они называют эту операцию военно-гуманитарной? В чём смысл сегодняшних действий: отодвинуть от крупных городов артиллерию и системы залпового огня, чтобы они людей не могли убивать. И что мы слышим в ответ от наших западных партнёров – что они не могут этого делать, они должны позволить все себя растерзать, убить, и тогда они будут хорошими? Надо сесть за стол переговоров. Вы знаете, позиция наших партнёров, она вот к чему сводится, я уже для себя это уяснил: да, надо садиться за стол переговоров, но пока нужно дать властям Украины немножко пострелять – может быть, они быстренько наведут там порядок. Не получается, надо уже это осознать. И надо заставить украинские власти именно предметно начать эти переговоры".
Владимир Путин прокомментировал и ситуацию с украинскими военными, которые оказались в окружении. Накануне через свой сайт он призвал ополченцев открыть для них гуманитарный коридор, чтобы "избежать бессмысленных жертв" и "предоставить им возможность воссоединиться со своими семьями".
В. Путин: "Я видел, конечно, прежде всего, и по средствам массовой информации, и у меня, разумеется, доклады есть наших специальных служб, что происходит, видел реакцию матерей, жён военнослужащих украинской армии, которые оказались в этом окружении. Это трагедия тоже и для них. Именно поэтому я обратился к ополчению Донбасса с целью открыть гуманитарные коридоры, чтобы люди могли выйти. Многие там сидят без воды и пищи уже несколько дней, боеприпасы кончились. Дайте им возможность уйти. Последняя информация такая. Руководство, командование украинской армии приняло решение не выпускать их из этого "котла", а предпринимают попытки раздвинуть силы ополчения и выйти с боем. Я думаю, что это колоссальная ошибка, которая приведёт к большим человеческим жертвам, это ужасно. А теперь по сути. Вообще это огромная трагедия, до которой мы дошли, – столкновения на Украине".
Президент в очередной раз дал понять: конфликт на Украине - локальный, и Россия не имеет к нему отношения. На фоне этого кризиса, как он отметил, вопросы собственной безопасности не менее актуальны.
В. Путин: "Россия далека от того, чтобы втягиваться в какие-то крупномасштабные конфликты. Мы этого не хотим и не собираемся делать. Естественно, мы всегда должны быть готовы отразить любую агрессию в отношении России. Всегда наши партнеры, в каком бы состоянии ни находились их государства и какой бы внешнеполитической концепции они ни придерживались, должны понимать, что с нами лучше не связываться, что касается возможного вооруженного конфликта. Но, слава Богу, думаю, что никому и в голову не приходит сегодня развязывать какой-то крупномасштабный конфликт с Россией. Я хочу напомнить, что Россия является одной из наиболее мощных ядерных держав. Это не слова, это реалии. Более того, мы укрепляем наши силы ядерного сдерживания, мы укрепляем наши Вооруженные Силы. Они действительно становятся более компактными и более эффективными, они действительно становятся более современными с точки зрения оснащения современными системами вооружения. Мы продолжаем наращивать этот потенциал, и будем это делать, но не для того, чтобы кому-то угрожать, а для того, чтобы чувствовать себя в безопасности, чувствовать себя спокойно и иметь возможности реализовывать те планы, которые имеем мы в области развития экономики и социальной сферы".
Обсуждали не только последние украинские события, но и то, что уже стало новейшей историей. Владимир Путин поделился своим видением - как и почему начался конфликт. Точкой отсчета стал готовящееся соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом. Янукович отложил подписание, Америка и Европа воспользовались ситуацией.
В. Путин: "Наши западные партнёры, опираясь на достаточно радикальные, националистически настроенные элементы, совершили государственный переворот. И кто бы мне что ни говорил, мы все с вами это тоже понимаем, дураков-то нет, мы же видели символические пирожки, которые раздавались на Майдане, информационная поддержка, политическая поддержка – это что означает: полное вовлечение и Соединённых Штатов, и европейских стран в этот процесс по смене власти, насильственной, антиконституционной смене власти. А та часть страны, которая с этим не согласилась, она подавляется грубой военной силой с использованием самолётов, артиллерии, систем залпового огня и танков. Если это сегодняшние европейские ценности, то тогда я просто в высшей степени разочарован".
Каждый ответ президента участники форума слушали внимательно и после благодарили спикера аплодисментами. А он в свою очередь сразу отметил: ему хотелось бы, чтобы разговор был откровенным. Так и получилось. Аудитория не стеснялась острых вопросов.
Гадис Ибрагимов: "У меня есть возможность пообщаться с некоторыми украинскими друзьями и другими зарубежными друзьями. Они считают, видение их на ситуацию в Украине такова, что бывший президент – это полностью российская креатура, и что в принципе Россия сама создала себе проблемы, когда поставила такого нечистоплотного человека".
В. Путин: "Никуда мы Виктора Федоровича Януковича не проталкивали и не пропихивали. Я хочу, чтобы и вы знали, и в России это знали, и в Украине это все знали: ничего подобного никогда не было! Россия всегда поддерживает действующую власть. Мы не как некоторые наши партнеры. Может быть, в этом смысле они даже ведут себя более прагматично, они всегда яйца раскладывают в разные корзины. И более того (американцы так делают), даже если лояльна им где-то власть, они всегда работают с оппозицией. Всегда! И даже немножко подтаскивают и немножко натравливают на действующую власть, чтобы всегда власть эта, даже если лояльная, была еще более лояльной, чтобы показать, что, да, там есть у нас еще, на кого опереться. Но у нас, особенно на постсоветском пространстве, мы не можем так поступать. У нас другая ситуация, абсолютно просто. И мы, конечно, всегда опираемся на действующую власть, и всегда ее поддерживаем. Это не значит, что мы безразлично или как-то враждебно относимся к оппозиции. Нет, мы ко всем ровно относимся, но сотрудничаем с действующей властью. Вот так было и во времена президентства Кучмы. И когда его президентство заканчивалось, я у него прямо спросил: "Леонид Данилович, кого Россия должна поддержать на следующих президентских выборах?" Он мне сказал: "Януковича". А потом когда они учинили там полный разврат с третьим туром выборов, по-другому и назвать невозможно, я, конечно, рот открыл. Я тогда уже обратился и к Леониду Даниловичу, я говорю: "Что же Вы? Вы поддерживаете его или не поддерживаете?" Ему не дали воспользоваться результатом своих выборов. Он же победил во втором туре. Все это развернулось в такую достаточно острую внутриполитическую борьбу. И господин Ющенко, который стал президентом, и госпожа Тимошенко, которая стала премьер-министром, они, видимо, тоже больших успехов не достигли, если в следующей итерации победил Янукович. И я, кстати говоря, всегда спрашиваю: "А что же вы тогда не присоединились к ассоциации с Евросоюзом? Кто мешал-то? Вся власть в ваших руках была". Ведь не сделали этого. Вопрос: почему? У меня закрадывается подозрение, что не сделали, потому что это достаточно опасно с социально-экономической точки зрения, потому что последствия могут быть достаточно тяжелыми для экономики, а значит и для социальной сферы Украины и потом дальше, в политической области. Но мы никогда никого не проталкивали, не проталкиваем и не будем проталкивать, в том числе это касается и Януковича. Это выбор исключительно украинского народа и логика внутриполитических процессов. Кстати говоря, мы с Ющенко, который считался прозападным политиком, и с Тимошенко, которая выказывает такой же точно имидж, мы бы работали и работали вполне полноценно. И как вы знаете, когда даже госпожа Тимошенко оказывалась в тюрьме, наша позиция была достаточно ясно сформулирована. И я говорил, я считал, что недопустимо использование уголовных методов, уголовной политики в политике как таковой. Это плохо и для российско-украинских отношений было".
Чем дольше длилось обсуждение, тем, кажется, жарче оно становилось. Участники не только задавали вопросы, высказывали свое мнение, как с самого начала и предложил президент. По-другому, наверное, быть не могло - ситуация на Украине стала одной из главных тем дискуссии.