События в Донбассе стали главной темой встречи в Берлине
Там встретились министры иностранных дел России, Украины, Германии и Франции.
Дипломаты накануне до глубокой ночи обсуждали пути урегулирования украинского кризиса. Итоги встречи её участники оценивают по-разному. О главном - прекращении огня - договориться пока не удалось. Но небольшой прогресс тем не менее есть.
Пожалуй, единственный осязаемый результат переговоров в Берлине. Существует согласие по доставке гуманитарной помощи на Восток Украины. Как заявил Лавров, все подозрения в отношении российской колонны с гуманитарным грузом развеяны и он рассчитывает, что уже в ближайшее время помощь поступит тем, кто в ней нуждается.
Ни одного документа по итогам не подписано. Впрочем, по словам Сергея Лаврова, Киев пытается уйти и от ранее достигнутых договоренностей. Одним из примеров этого является запрос Украиной военной помощи у НАТО и стран ЕС, о чем стало известно как раз перед встречей министров. Встречей, чья главная цель - прекращение огня на Востоке Украины.
"Пока будет оставаться ставка на силовое решение, пока киевская власть будет исходить из того, что в интересах ее закрепления в Киеве ей нужны военные победы над собственным народом, я не думаю, что какой-либо толк выйдем из того, что мы сейчас пытаемся сделать", - сказал Сергей Лавров.
Украина движется и далее по пути национального раскола. При этом ряд вооруженных формирований, по словам Лаврова, Киев даже не контролирует. Кровь продолжает литься. Силовая операция не остановлена. Киев вместо того, чтобы начать переговоры с ополченцами, оправдывается: якобы те не выходят на связь.
"Ну в общем-то, трудно выходить на связь, когда тебя бомбят постоянно, как это происходит в Луганске. Поэтому, наверное, здесь есть, над чем поработать нашим западным партнерам, которые имеют прямое влияние на Киев. К сожалению, Соединенные Штаты не были представлены на берлинской встрече, но мы также нашим партнерам в Вашингтоне настоятельно посылаем сигнал, чтобы они воздействовали на киевские власти и добились все-таки прекращения этой братоубийственной войны и затем начала переговорного процесса", - говорит Сергей Лавров.
Что касается России, то наша страна, по словам Лаврова, выполнила все, о чем договаривались ранее и даже больше. Вот уже почти три недели сотрудники миссии ОБСЕ допущены на российские погранпункты даже несмотря на то, что боевые действия украинская сторона так и не прекратила. А это было условием, которое определили в Берлине еще в июле. Сейчас речь идет о том, чтобы у миссии ОБСЕ на Украине появились беспилотники для мониторинга границы. Москва только "за". Но все равно слышит от Киева лишь обвинения.
Откровенной дезинформацией Лавров назвал и сообщение о якобы уничтоженной на Украине российской военной колонне. Несколько дней назад об этом сообщил президент Украины Петр Порошенко британкому премьеру Дэвиду Кемерону.
"Что было примерно в то же время? Это украинская военная колонна, которая выдвинулась в Луганскую область по всем признакам с целью перерезать маршрут потенциальной доставки гуманитарной помощи. И эта колонна была разбита ополченцами. Вот это произошло. Если подобного рода эпизоды выдаются за доблестные успехи украинской армии, ну пожалуйста, ради Бога, но нас тогда в этом не обвиняйте", - говорит Сергей Лавров.
Переговоры в Берлине длились пять часов. Проходили они не просто в закрытом режиме, даже помощников министров попросили удалиться из зала. Ближе к полуночи журналисты увидели лишь фары удаляющихся автомобилей. Единственный, кто вышел к прессе с коротким заявлением - глава МИД Германии.
"Это были трудные переговоры, но я надеюсь, что по некоторым пунктам мы достигли прогресса. О результатах консультаций будет доложено главам наших государств. И во вторник мы определим, когда и в каком формате переговоры будут продолжены. Наша цель - избежать новых жертв и сделать все возможное для прекращения огня на Украине", - сказал он.
Украинский министр, похоже, пока ограничился лишь коротким комментарием в "Твиттере":
"В Берлине Украина не пересекла свою красную черту. Я благодарен Франку-Вальтеру Штайнмайеру и Лорану Фабиусу за их поддержку".
Что кроется за словами "красная черта", до конца неясно, но судя по всему, они означают, что к мирному диалогу с Востоком страны украинские власти пока не готовы.