Участники молодежной экспедиции рассказали Президенту о своих приключениях на Северном полюсе
Российский флаг на самой северной точке Земли, Арктика, которую называют планетарной "кухней погоды", всегда опасная и непредсказуемая, и 180 километров на лыжах, несмотря на аномальный холод и снежный буран.
Сегодня дети, участники лыжной экспедиции, делились впечатлениями с Президентом России. Маршрут был настолько сложным, что команды из США, Британии и Китая вынуждены были остановиться на полпути.
Алена, Борис, Никита - их имена теперь известны многим, кто следил за походом этих ребят и их сопровождающих на Северный полюс и знал о трудностях, с которыми пришлось столкнуться. И у кого на устах был тот же вопрос, который задал гостям Президент: "Как вас туда занесло? Вы зачем туда поехали? Всех напугали..."
Северная экспедиция оказалась сложнее, чем предполагали даже опытные ее участники. Разразившуюся на полюсе снежную бурю пришлось долго пережидать в палатке. И это когда почти иссякли запасы провизии и горючего. Зато был спутниковый телефон, через который полярники диктовали сообщения для интернет-дневника.
"Второй день на Северном Полюсе. Температура -45, в палатке -20. Ветер штормовой, вертолет не может за нами вылететь", - написал тогда в своем твиттере Павел Астахов.
"Действительно, был очень сильный ветер однажды, когда мы, находясь внутри палатки, вынуждены были не спать, а стоять и держать эту палатку, и снаружи, чтобы дуги не сломались", - рассказал руководитель экспедиции Матвей Шпаро.
Такие путешествия вроде бы не для 16-летних подростков. Но чтобы отправиться на Северный полюс, эти семеро серьезно готовились и даже проходили отбор - желающих и достойных было немало. В походе их сопровождали взрослые - опытные полярники и уполномоченный по правам ребенка. Но экспедиция для всей команды стала непростым испытанием.
"Я смотрел картинки. Вы переплывали прямо там некоторые места. Это так даже внешне страшновато смотрится", - заметил Владимир Путин.
"Нам нужно было идти, дрейф работал иногда против нас. И поэтому не хотелось терять время", - сказал Матвей Шпаро.
"Дрейф этот чувствуется, да, наверное? Ты ощущаешь, что льдина дрейфует?" - поинтересовался Президент.
"В руках существует ГЛОНАСС или GPS, этот прибор, который определяет твои координаты. И утром ты ложишься, у тебя одни координаты, просыпаешься - и ты на десять километров можешь оказаться дальше от полюса, чем был. И вообще, когда идешь, стоит тебе остановиться попить чаю, поскольку система достаточно точная, то ты видишь, что вот на 20 метров ты сдвинулся не в ту сторону, или в ту сторону иногда", - рассказал Матвей Шпаро.
В итоге, пройдя за день 20 километров, путешественники, бывало, приближались к полюсу всего на два, а весь маршрут вместо 110 километров растянулся на 180. Так что, достигнув конечной точки, полярники радовались вдвойне.
Но сегодня все трудности - и как пытались согреться в заледеневших палатках, и как пекли лепешки из остатков муки и талого снега, вспоминаются с улыбкой.
"Я вставал с утра и разжигал примуса, чтобы ребята встали, и им было тепло уже в палатке. Ложимся спать - у нас отогревались спальники, они были мокрые, а с утра просыпаешься - это просто кусок льда. Спальник покрывается льдом весь. И думаешь, вот лучше бы кто-нибудь другой встал", - вспоминает участник экспедиции Николай Зайцев.
Параллельно с российской экспедицией в эти же дни к полюсу шли китайцы, норвежцы и американцы. Но финиша не достигли. Попросили об эвакуации. У воспитанников детдомов и коррекционных школ из России характер оказался крепче.
"Ваши близкие, скажем, ваши ребята из детских домов, они следили за маршрутом? Как у вас там была связь? Связь какая-то была с ними налажена?" - спросил Президент.
"Нет, когда мы были на севере, никакой связи не было. А сегодня я звонила всем, они и по телевизору смотрели", - ответила Алена Карпенко.
"Переживали за вас?" - поинтересовался Владимир Путин.
"Да, они следили за мной, каждую новость смотрели там, у Павла Астахова в этом, в Интернете, там везде шарили, смотрели, узнавали, волновались", - сказал Никита Некрасов.
Теперь наверняка захотят узнать еще больше. И каждого из юных полярников ждут долгие расспросы об их приключениях. После 12 дней на севере и короткой передышки в Москве они отправляются домой.