Запад обещает ввести жесткие санкции против России в связи с украинским и крымским кризисом
Обещания наказать Россию за поддержку крымского выбора звучали всю неделю. НАТО сворачивал военное сотрудничество, Евросоюз - программы облегчения визового режима. В прессе даже появились имена россиян, которых якобы не пустят в Европу.
Понятно, что у Запада есть экономические рычаги давления на Россию. Это и эмбарго на некоторые российские товары, и ограничения на продажу газа. Но понятно, что эти санкции ударят не только по России. Экономисты уже подсчитали: их результатом может стать масштабный кризис в Европе. И не исключено, что перерастет он в кризис глобальный. И Европе это просто не по карману.
Что ждет нас завтра? Ответные меры Запада будут зависеть от того, как Россия решит распорядиться результатами сегодняшнего референдума в Крыму. Пока рассматривается два варианта: признание Крыма независимым государством и присоединение его к России.
В первом случае, эти меры, вероятнее всего ограничатся сворачиванием уже замороженных программ сотрудничества, бойкотом "восьмерки" и избирательными персональными визовыми и финансовыми санкциями. В случае же включения полуострова в состав России Запад намерен ответить исключением РФ из "восьмерки", расширенным списком визовых ограничений, прекращением военного сотрудничества и санкциями в отношении российских государственных корпораций.
"Если ситуация на Украине будет продолжать дестабилизироваться, лидеры ЕС должны будут согласовать дальнейшие действия. Санкции могут затрагивать экономическое сотрудничество с Россией в различных сферах. Не ошибусь, если скажу, что никто не хочет принимать такие меры, но мы должны быть готовы, если это потребуется", - заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель.
В словах фрау Меркель чувствуется некоторая неуверенность. В действиях остальных сколько-нибудь значимых западных лидеров заметна нервозность. В Европарламенте разыгралась настоящая истерика в отношении крымского референдума. В спешном порядке евродепутаты приняли осуждающую резолюцию с громким названием "Российское вторжение на Украину". Россию пугают санкциями, вводить которые, как мы уже слышали от госпожи Меркель, никто не хочет, и список которых еще только предстоит согласовать.
"Что касается санкций, в основном говорят об отмене виз, что в общем-то ничего не значит, об этом идут переговоры уже 15 лет. Безуспешно. Твердят об отмене различных проектов межгосударственного сотрудничества, что лишь ограничит общение, и от этого проиграют обе стороны. Тоже самое, еще в большей степени, касается сколько-нибудь ощутимых экономических санкций. Европейские страны, и в первую очередь Германия, не заинтересованы зайти так далеко, как говорят", - считает политолог Владимир Пророк.
Товарооборот между Россией и странами ЕС приблизился к 300 млрд. евро. У одной только Германии товарооборот с Россией достиг 80 млрд. евро, а объем ее инвестиций сюда - 20 миллиардов. С российскими компаниями сотрудничают 6000 немецких фирм, от торговли с Россией зависят 300 тыс. немецких рабочих мест. Российская нефть занимает свыше четверти, а газ - больше трети европейского рынка. В случае жестких санкций возместить эти потери из других источников будет непросто и очень накладно.
"ЕС - заложник чужих геополитических игр. Если посмотрим, кто навязывает антироссийскую позицию, то увидим, что это политики из Польши, находящиеся под влиянием заокеанского партнера. И Европа уже сейчас будет страдать от введения санкций в адрес России, в то время как США экспортирует шельфовый газ в Европу, получат новые рынки сбыта, но цены будут очень высокими", - уверена депутат Европарлмента от фракции "Зеленых" Европейского свободного альянса Татьяна Жданок.
С каждым днем становится все более очевидным, что во всей этой истории есть только два субъекта - это Россия и США, все остальные - лишь объекты. Их решения не самостоятельны, а положение зависимо.
Меж тем, отсутствие прогресса в двусторонних переговорах, связанное с нежеланием Вашингтона признавать свою ответственность за то, что творится на Украине, не оставляет Белому Дому других аргументов кроме угроз. Выбор этих угроз невелик, и Обама уже начинает повторяться. Неоднократно произнесенные им слова о том, что Россия за свое упрямство заплатит высокую цену, конечно, звучали грозно, но лишь до тех пор, пока не стало понятно, что эта цена так никем и не определена.
"Я не исключаю, что будет, конечно, дипломатическое давление очень активное, я не исключаю, что очень серьезная внутренняя поддержка нашим всяким оппозиционным силам. Я не исключаю, что будут какие-то провокации против наших бизнесменов, против наших граждан в той или иной частях мира, потому что такое унижение, с их точки зрения, как Крым, они не прощают. Естественно, на каждой сессии ОБСЕ, в Европарламенте, в иных совершенно разных площадках они будут грозить тем, что санкции будут. Но с моей точки зрения, глобально они ничего с нами сделать не могут", - полагает президент центра социальных и политических исследований "Аспект", член Общественной палаты РФ Георгий Фёдоров.
Пока не определились с санкциями, оставалось радоваться тому, что рубль уже падает, и смаковать сумму российских потерь от обвала акций наших предприятий на фондовых биржах. Однако с течением времени выяснилось, что девальвация рубля облегчает положение федерального бюджета. Не менее интересным оказался поворот с ценными бумагами. Резкое падение цен российских активов на фондовой бирже было воспринято, как прямое следствие агрессивных намерений России и предвестник ее скорого фиаско. На самом же деле, в тот самый момент, когда котировки достигли минимума, государство просто взяло и выкупило у запаниковавших иностранцев порядка 30% акций собственных монополий, сэкономив на покупке около $20 млрд. Таким образом, Россия на самых выгодных условиях произвела частичную национализацию своих стратегических отраслей.
"Когда политическая риторика делается все жестче и жестче, когда в воздухе звучат заявления, вызывающие ассоциации с "холодной войной" - вот именно такая обстановка и является достаточно благоприятной для тех инвесторов, которые, с одной стороны, располагают капиталом, с другой стороны, имеют возможность ждать. То есть, ситуация почти идеальна для вмешательства крупных российских банков с большой долей государства в капитале", - объясняет ситуацию эксперт по фондовым рынкам Сергей Хестанов.
В целом, взвешивая риски возможных последствий сегодняшнего референдума и основываясь при этом на заявлениях политиков и публикациях в прессе в условиях информационной войны, стоит все же исходить из того, что эти риски уже были проанализированы теми, кто принимал реальные решения. Что толку в исключении России из "восьмерки", когда есть "двадцатка"? Исключение из ВТО? Здесь еще большой вопрос, кто больше потеряет от нашего ухода.
Сворачивание военного сотрудничества обернется тем, что у Франции, например, появятся миллиардные убытки, а вместе с ними два заказанных ранее Россией и абсолютно не нужных французам недостроенных вертолетоносца "Мистраль". Заявления с трибун о санкциях против наших корпораций в кулуарах заканчиваются увещеваниями о гарантиях бесперебойности поставок наших энергоносителей в Европу. Американская финансовая помощь Киеву, отложенная конгрессом до конца марта, в конечном счете, тоже окажется у нас в виде оплаты задолженности Украины за газ. Угрозы заморозки российских счетов за рубежом могут подорвать вообще всю международную финансовую систему.
Кроме того, на этой неделе стало известно, что кто-то неожиданно решил избавится от рекордного количества американских государственных облигаций. И хотя российские власти никак не комментируют это событие, но в Штатах уверены - свыше 100 млрд долларов, выведенных за пределы американской юрисдикции в первой декаде марта, принадлежат России.