В Брюсселе собрался экстренный саммит Евросоюза по Украине
Экстренный саммит Европейского Союза по вопросу о ситуации на Украине провели в Брюсселе. Министры иностранных дел трёх государств ЕС - Польши, Германии и Франции - присутствовали при подписании соглашения между Виктором Януковичем и оппозицией.
Было это 15 дней назад - на следующий день после того, как в Киеве снайперы стреляли по людям. Запись телефонного разговора об этом между главой европейской дипломатии и руководителем эстонского МИДа просочилась в интернет.
Экстренный саммит глав государств и правительств Евросоюза по Украине планировал принять целый пакет мер в отношении России. Еще до начала саммита лидеры ЕС заявили, что этот пакет будет носить скорее политический характер и призван подчеркнуть прддержку ЕС новым властям Украины.
Несколько минут назад закончилась итоговая пресс-конференция, и президент Совета Европы Херман ван Ромпёй заявил, что по итогам этого саммита подписано совместное коммюнике, в котором он обозначил три пункта:
Первое: временно замораживается работа по соглашениям о безвизовом режиме с Россией по базовому договору между Россией и Европейским Союзом. Также Европейский Союз приостанавливает подготовку к саммиту "большой восьмерки".
Второе: если Россия и Украина в ближайшее время не начнут переговоры, то могут последовать санкции по замораживанию счетов российских чиновников в Европе, а также ограничению их передвижения по странам Европейского Союза.
Третье: Европейский Союз оставляет за собой право введения других экономических санкций.
Европейские политики пытаются убедить российские и украинские власти сесть за стол переговоров. Тот факт, что на саммит в Брюссель был приглашен избранный Верховной Радой Украины премьер-министр Арсений Яценюк, говорит о том, кого именно Европейский Союз хотел бы видеть за этим столом переговоров.
Сегодняшнее решение Верховного совета Крыма войти в состав России и сообщение о новой дате референдума о возможном изменении статуса полуострова было негативно воспринято в Европейском Союзе и в Киеве. Арсений Яценюк на пресс-конференции заявил, что такое предложение нелегитимно и призвал не признавать власти Крыма. Такая же позиция - и у Европейского Союза.
Яценюк также заявил, что Украина в спешном порядке начинает работу о соглашении о свободной торговле и об ассоциации с Европейским Союзом. В ЕС подчеркнули, что политические главы этого соглашения будут подписаны в ближайшие недели, до майских выборов на Украине.
ЕС готова предоставить экономическую помощь, которая оценивается в 11 миллиардов долларов, но здесь важно отметить, что выделение этих стредств планируется растянуть до 2020 года, и они обусловнелы жесткими экономическими реформами по линии Международного валютного фонда.
ЕС заявил о введении санкций, эти меры пока носят политический характер, но могут носить и экономический характер, хотя единой позиции между участниками Европейского Союза по этому вопросу нет. Сторонники жестких решений по отношению к России - это традиционно страны Балтии и Польша. Что касается ведущих европейских государств, то пока они не спешат делать резких шагов, которые могут иметь негативные последствия для экономики этих стран.
Так, Британия отказалась вводить санкции против российского банковского сектора, опасаясь тяжелого финансового удара по лондонскому Сити, потому что российские компании - это активные игроки на лондонской бирже. Свои причины и у Франции - она не хочет разрывать военно-экономическое сотрудничество. Президент республики Франсуа Олланд не готов разрывать контракты о поставках французских вертолетоносцев "Мистраль", которые Франция продает России. Первый из этих двух кораблей, кстати, сегодня был спущен на воду. Ведется активная работа по завершению этого контракта.
Германия - крупнейший торговый партнер России и крупнейший потребитель российского газа в Европе, не спешит и заявляет, что дипломатические шаги урегулирования кризиса пока не исчерпаны. Отказались от экономических санкций Италия, а также группа стран с крупными российскими инвестициями - Греция, Болгария, Кипр и Финляндия.
В Брюсселе политики надеются на деэскалацию конфликта, возлагают большие надежды на дипломатию, на переговоры, которые продолжаются на уровне министров иностранных дел стран, вовлеченных в переговорный процесс.