Россия разочарована решением ООН отозвать приглашение Ирана на конференцию по Сирии
Москва готова совместно с Евросоюзом искать пути выхода из украинского кризиса. Такое заявление сделал сегодня глава российского МИД. Сергей Лавров подчеркнул, что разговоры насчёт возможного раскола Украины - провокационны.
Кроме того, главный российский дипломат высказался и по поводу скандальной истории, связанной с конференцией "Женева-2". По мнению Сергея Лаврова, решение ООН отозвать приглашение Ирану лишь ослабит международные усилия по преодолению кризиса
С Лавров: "Это, конечно, ошибка. Но никакой катастрофы не произошло".
Ошибкой Сергей Лавров назвал решение генсека ООН Пан Ги Муна отозвать приглашение Ирана на международной конференция в Швейцарии по урегулированию ситуации в Сирии.
Парадоксом это выглядит уже хотя бы только с точки зрения списка участников. Завтра обсуждать будущее страны, находящейся в состоянии гражданской войны, будут и министры иностранных дел из Латинской Америки, и из Восточной Азии, которых, при всей их недюжинной эрудиции, проблемы Ближнего Востока волнуют все же меньше, чем проблемы их собственных регионов.
А вот имеющий большой вес в Сирии Иран демонстративно исключен из обсуждения. Из-за того что выступает против смены режима как обязательного условия для урегулирования.
С. Лавров: "Мы же тоже настаиваем на том, чтобы не обставлять женевское коммюнике какими-то интерпретациями, включая смену режима. Мы тоже не удовлетворяем требованиям тех, кто настоял на отзыве приглашения Ирина. Нас, что, теперь тоже туда не пускать? Ну абсурд какой-то получается. Все те внешние игроки так называемые, кто имеет реальное влияние на ситуации в Сирии, должны быть представлены на начальном этапе конференции. В общем, по большому счету интересы дела требуют, чтобы Иран был представлен, как и все остальные страны этого региона. Они приглашены, а у него приглашение, получается, отозвали".
Причиной для этого, оказывается, стал ультиматум, предъявленный генсеку ООН частью сирийской оппозиции, известной под названием "национальная коалиция", пригрозившей просто не приехать на конференцию.
С. Лавров: "Напомню, что национальная коалиция - это структура, созданная внешними спонсорами. Она состоит из нескольких десяток эмигрантов. Теперь получается, что те, кто недобросовестно интерпретирует Женевское коммюнике и выдвигает, по сути дела, предварительные условия в виде смены режима, они в большом количестве представлены среди приглашенных на Женевскую конференцию. А от Ирана, по сути дела, требуют, чтобы он согласился с предварительными условиями, которые выдвигает оппозиция при поддержке целого ряда влиятельных спонсоров, чтобы Иран согласился поехать в Женеву для начала разговора о смене режима. Это не очень корректно, с моей стороны, да и с какой угодно".
Переоценивать однодневную конференцию, по мнению российского министра иностранных дел, тоже вряд ли стоит - Лавров назвал ее "символической, во многом церемониальной". Почти 4 десятка министров иностранных дел выступят с докладами и призывами к сирийцам поскорее договориться. Договариваться же в условиях перманентных боевых действий и терактов возможно только при помощи влиятельных посредников. Тот же самый Иран, при активной помощи российской дипломатии, совсем недавно пошел на диалог с ООН и МАГАТЭ относительно своей ядерной программы.
И если уж говорить про "символы", то совместное решение таких сложных вопросов совершенно точно является демонстрацией готовности к компромиссам. Кстати, именно недавние успехи отечественной дипломатии на сирийском и иранском направлении позволили снять угрозу начала новой, широкомасштабной войны на Ближнем Востоке. Это, по сути, главное российской достижение дипломатии в мировом масштабе. На пресс-конференции, посвященной итогам работы в прошлом году, констатация этого выглядела уместно.