Стрельба по Белому дому, штурм телецентра — в России вспоминают октябрьские события 93-го
В России сегодня вспоминают события октября 93-года. Двадцать лет назад затяжной политический кризис, возникший из-за разногласий между президентом Ельциным и парламентом, вылился в вооружённые столкновения. Их жертвами стали десятки людей. Стреляли в те дни и в Останкино.
Сегодня память погибших почтили на траурном митинге. У входа в телецентр возложили цветы, там прошла поминальная служба. Внутри здания до сих пор есть следы от пуль. А в архивах остались кадры, единой точки зрения на которые нет и в наши дни.
Когда 3 октября толпа смяла заслоны милиции на Смоленской площади, власть в огромной стране была фактически парализована. Наступала развязка почти двухлетнего противостояния президента Бориса Ельцина и Верховного Совета России. Президент и парламент к этому времени успели объявить друг друга вне закона.
"Они абсолютно потеряли доверие друг к другу. Более того, мне кажется, здесь какие-то физиологические изменения произошли. Боязнь того, что может сделать та или иная сторона", - говорит Сергей Филатов, в октябре 1993 глава администрации президента РФ.
Верховный Совет Российской Федерации избранный еще при СССР жестко противостоял радикальным реформам. Ельцин же верил в успех реформ и готов был идти до конца. 21 сентября он выступил по телевидению.
Из выступления: "С сегодняшнего дня прерывается осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функции съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации".
Борис Ельцин заявил, что внес изменения в старую советскую Конституцию и назначил новый парламент. Депутаты во главе со спикером Русланом Хасбулатовым назвали это преступлением, решили отстранить от власти Ельцина, назначив на его место вице-президента Александра Руцкого.
"Я давал оценку этому указу? Конституционный суд выносит определение, что президент подлежит отрешению от занимаемой должности. Не я это делал. Что было в той ситуации правильным - проведение одновременных выборов", - говорит Александр Руцкой, в октябре 1993-го вице-президент РФ.
Руцкой говорит об этом по прошествии 20 лет. Но тогда в октябре 93-го такой нулевой вариант уже был невозможен. Амбиции зашкаливали и с той, и с другой стороны. В воздухе все явственнее пахло гражданской войной. И на этот запах в Москву слетелось немало тех, кому он уже стал привычен: от вооруженных бойцов из Приднестровья до членов "Русского национального единства", пугавших окружающих свастиками на рукаве и своим недвусмысленным салютом.
В Верховном Совете раздавали оружие. Из Кремля и парламента поступали взаимоисключающие указы и приказы. Как вспоминал потом Ельцин в своей книге, милиции на улицах в тот день специально не выдали оружие.
Борис Ельцин "Записки президента": "Мы в октябре 93-го всеми силами пытались избежать силового столкновения. Для этого пошли на шаг, как я теперь понимаю, смертельно опасный - разоружили всю милицию, силы внутренних войск, задействованные в операции".
Труднее всех в этой ситуации пришлось тем, кто выполнял свой долг по охране порядка в столице. Вот сторонники Верховного Совета буквально сметают милицейские кордоны на Садовом кольце, а чуть позже и у здания Верховного Совета. К прорвавшимся с балкона обращается воодушевленный Александр Руцкой: "Молодежь, боеспособные мужчины! Вот здесь в левой части строиться и сформировать отряды. И надо сегодня взять штурмом мэрию и "Останкино".
Мосты сожжены. От того места до мэрии несколько сотен метров. В руках штурмующих уже не арматура. Автоматическое оружие, которое вскоре начало стрелять. Стрелять в многомиллиононном городе. Именно у мэрии первые погибшие: три милиционера. У перепуганных мальчишек из милицейского оцепления только дубинки. Их просто избивают и забирают у них амуницию. Взяв мэрию, вооруженные автоматами сторонники Верховного Совета, грузятся на захваченные у милиции машины и идут дальше.
Темных пятен в тех событиях вообще более чем достаточно. Хорошо вооруженный спецназ ушел от мэрии. И вот машины с вооруженными людьми движутся по Садовому кольцу мимо него. И их еще можно остановить. Но приказа нет. Поступает другой - идти в "Останкино". На этих кадрах бронетехника почти у телецентра обгоняет колонну вооруженной оппозиции, намеревавшейся силой добиться эфира для своих лидеров. В эпизоде со штурмом "Останкино" тоже вопросов больше, чем ответов. По первоначальной версии, бой у входа в телецентр, где погибли десятки людей, спровоцировал выстрел из гранатомета РПГ-7 со стороны штурмующих. От взрыва погиб боец спецназа.
Между тем следователи утверждали, что выстрела гранатомета вообще не было.
"Нам и изготовители, и разработчики, и Минобороны, то есть примененители этого оружия, все категорически сказали, что там РПГ, тандемная граната не применялась", - сообщил Леонид Прошкин, в октябре 1993 г. следователь по особо важным делам прокуратуры РФ.
Вместе с тем, на том, что выстрел и взрыв был, настаивают не только спецназовцы, потерявшие товарища. Эти уникальные кадры штурма, снимал наш коллега - военный корреспондент Сергей Егоров. Прямо перед началом стрельбы, когда бойцы "Витязя" занимали позиции, он оказался с камерой в холле телецентра почти на линии огня.
"Они бежали по лестнице. И была четкая команда, когда они бежали: не стрелять, не стрелять, - вспоминает Сергей Егоров, в октябре 1993-го корреспондент программы "Время". - Меня потом неоднократно пытались уговорить, что все-таки первые выстрелы прозвучали отсюда. Это не так. Первый выстрел был из гранатомета. Это граната надо мной просвистела непосредственно. Поэтому тут уже никак не перепутаешь".
Пулевым отверстиям в перилах лестницы телецентра "Останкино" сегодня ровно двадцать лет. Когда здесь делали ремонт, перила умышленно сохранили, как напоминание о той кровавой ночи.
Эта ночь стала переломной. Столица ядерной державы превратилась в поле боя, где можно было погибнуть, просто подойдя к окну. Ночью в городе объявлено чрезвычайное положение. Подошли армейские части, окружив Верховный Совет. Дальше был обстрел здания из танков и призыв Руцкого бомбить Кремль.
Потом спецназ почти без боя взял здание, вывел оттуда всех депутатов, перепуганных Руцкого, Хасбулатова и всех их сподвижников отправил в Лефортовский следственный изолятор. А множество вопросов так и остались без ответа. Как бойцам из Приднестровья, РНЕ и другим людям с оружием удалось уйти из блокированного здания, если был приказ перекрыть даже подземные коммуникации? Откуда взялся пожар, если военные уверяют, что стреляли болванками? Почему в зону обстрела пустили столько зевак? Или, например, что это были за снайперы, стрелявшие 4 октября в центре Москвы и по этим зевакам, и по солдатам, и по бойцам Верховного Совета?
"Да, действительно были снайперы и действительно мы начали это расследование, но потом, после амнистии, мы действительно снайперами не могли заниматься", - рассказал Леонид Прошкин, в октябре 1993-го следователь по особо важным делам прокуратуры РФ.
И эта всеобщая амнистия, принятая в феврале 94 года вновь избранным парламентом, списала все. С одной стороны, она стала актом примирения для страны, вставшей на грань братоубийства. С другой, остановила расследование изучавшее каждый приказ, каждый выстрел и каждый эпизод гибели людей в те дни. Эти десятки и сотни папок с фактами сданы в архив. И на большинстве из них по сей день стоит гриф "секретно".
Хроника октябрьских событий в документальном фильме "1993. Осень в огне". Смотрите сегодня вечером на Первом канале