Эдвард Сноуден завис в Шереметьеве — каково его будущее как беженца
В России сегодня всерьёз заговорили о том, что наша страна может предоставить политическое убежище Эдвадру Сноудену - программисту американских спецслужб, который рассказал всему миру о секретной системе слежки за абонентами сотовой связи и пользователями Интернета. Сам он остаётся в транзитной зоне московского аэропорта "Шереметьево". Будущее его пока непонятно.
С инициативой предоставить Эдварду Сноудену политическое убежище выступил член президентского Совета по правам человека Кирилл Кабанов. Он убежден: России надо занять четкую позицию и Сноудена в США не выдавать.
"Моя задача была, когда я направил предложение коллегам, чтобы они выступили как правозащитники. Если речь идет о политических убеждениях, а все-таки он заявлял о политических убеждениях, о том, что он пошел туда работать, чтобы разоблачить эту систему - это политические убеждения. Есть две позиции: либо мы обращаемся к президенту, если коллеги Совета поддержат, чтобы господин Сноуден остался в России, либо, если его готовы принять Венесуэла, Эквадор, мы отправляем его", - сообщил Кирилл Кабанов.
Идея Кабанова нашла поддержку среди других членов СПЧ, считающих Сноудена борцом за права человека - против тотальной слежки.
"Он не выдал какую-то государственную тайну, он озвучил проблему, которая волнует и граждан США, и России, и других стран - право на частную жизнь, на тайну переписки, телефонных разговоров. Ему грозит пожизненное, если он будет выдан США. Человек страдает за свои убеждения, это недопустимо", - заявил член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод.
"Мы наблюдаем интересное явление: один за другим американские и другие западные граждане выступают в борьбе за американские ценности, декларируемые, но нарушаемые государством. Нарушались права не только американских граждан, но и граждан всего мира. У нас есть все основания помогать такому гражданину", - сказала генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова.
В ближайшее время предложение будет рассмотрено на Совете, и, как говорит его глава Михаил Федотов, если наберет большинство голосов, будет оформлено уже как обращение к главе государства. Вопрос - выдавать ли Сноудена - советник президента напрямую связывает со статусом беженца. Со слов Джулиана Ассанжа, соответствующие документы вроде бы есть, выданы Эквадором. В этом случае Сноуден - под защитой международного права.
"Есть разъяснение Управления верховного комиссара по делам беженцев, в котором четко и ясно сказано: на время принятия решения о предоставлении убежища беженец не может быть выдан. Он находится в данном случае под защитой не столько России, сколько ООН. А что касается предоставления ему убежища, насколько я знаю, он просил убежища в Эквадоре и Венесуэле, а навязывать ему убежище в другой стране, думаю, это неправильно", - сказал председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, советник Президента РФ Михаил Федотов.
Это принципиальный момент - чтобы претендовать на политическое убежище в России, Сноуден должен как минимум его попросить. Позицию России накануне озвучил президент; сегодня ее в интервью ИТАР-ТАСС повторил глава МИД.
"Мы исходим из того, что Сноуден, как подчеркнул президент России Владимир Путин, - свободный человек, что у нас к нему нет никаких правовых претензий. Он наших законов не нарушал, нашу границу не пересекал, находится в транзитной зоне аэропорта и имеет право вылететь в любом направлении, в котором ему заблагорассудится. Чем скорее это произойдет, как сказал Владимир Путин, тем будет лучше", - заявил Сергей Лавров.
Пока Сноуден в "подвешенном" состоянии. Он дважды бронировал авиабилеты до Гаваны и дважды отказывался от полета. Пересечь российскую границу без визы он не может. А вот находиться в транзитной зоне "Шереметьева" в ожидании своей участи он может сколь угодно долго. По крайней мере, если он не передумает искать политическое убежище в Эквадоре: там уже сообщили, что на рассмотрение вопроса уйдет несколько месяцев.
И этот скандал разрастается, как снежный ком. После того как Сноуден рассказал, что наряду с американскими, и британские спецслужбы отслеживают звонки и интернет-активность по всем миру, Берлин потребовал у Лондона разъяснений, до какой степени слежка затронула граждан Германии. По оценке министра юстиции этой страны, разведки устроили "голливудский кошмар".