О необходимости «цифрового суверенитета» в России говорили депутаты Госдумы
Недавние разоблачения бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, который утверждает, что американским спецслужбам доступны сервера крупнейших интернет-компаний, заставили задуматься, как защитить личную информацию граждан, а главное - данные государственной важности. Российский Совет Федерации уже создает рабочую группу, которая займется проблемой.
С агрессией понятно: Сноуден рассказал и кто - Агентство национальной безопасности США, и как - через доступ к крупнейшим коммуникационным системам, например, "Гугл", "Майкрософт", "Скайп" или "Фэйсбук". Вопрос теперь в том, как защитить личные данные граждан, переписку - и коммерческую и государственную, от глобальной интернет-слежки. Линия обороны, по мнению ряда депутатов Госдумы, должна представлять собой следующее.
"Реализовать это возможно только в условиях размещения сетевого серверного оборудования, содержащего персональные данные и информацию наших официальных органов, на территории Российской Федерации, в пределах нашей юрисдикции", - сказал вице-спикер Госдумы Сергей Железняк.
Об электронном шпионаже и до откровений Соудена было известно. Еще в 47-м разведки США и Великобритании заключили секретное соглашение о создании программы всемирной слежки под названием "Эшелон". А потом высокоскоростной интернет дал совершенно новые возможности спецслужбам и появилась уже знаменитая программа ПРИЗМ. И что теперь?
Любое ваше сообщение в Сети, банковская транзакция, разговор по мобильнику при желании могут свидетельствовать против вас или стать инструментом шантажа.
"Кто ваши друзья, с кем вы там общаетесь, где вы бываете, что вы любите, о чем вы пишите, о чем вы думаете. Все ваши предпочтения можно выяснить. Если вы находитесь в социальных сетях, это упрощает задачу многократно, потому что люди с удовольствием сами пишут. Если вы не находитесь в социальных сетях, но пользуетесь, например, таким предметами, как айфон, айпад и джимейл, то о вас известно практически все", - говорит гендиректор компании InfoWatch Наталья Касперская.
Это то, что касается частной жизни. Владимира Жириновского беспокоит безопасность государственная. Будущее, в котором от ПРИЗМ защита не найдена, он рисует в мрачных тонах.
"Достаточно нарушить всю систему управления в какой-то стране и ничего нельзя будет сделать. У нас мощные ракеты, а как мы им дадим команду к взлету? Или же города можно сделать темными, самолеты не взлетят, водоснабжение отключиться, газоснабжение", - говорит лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Законодатели обеспокоены настолько, что комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества срочно собирается на заседание, куда приглашены российские представители мировых коммуникационных систем, которым вопрос: почему и как они помогают американской разведке нарушать сразу несколько законов? Как минимум российскую Конституцию, которая гарантирует о право на тайну личной переписки или европейскую конвенцию защите персональных данных граждан.
"С терроризмом бороться надо, но о чем мы говорим? Что такое доступ к серверам? Доступ к серверам - это значит, что прямой доступ к личной переписке, если это почтовые сервисы. Доступ к серверам - это прямой доступ к аккаунтам, к банковским картам, к банковским транзитным операциям, к любой информации, которая есть на электронных носителей и пользователях социальных сетей", - говорит Руслан Гаттаров.
Представитель "Майкрософта", по сути, дублирует официальные заявления сетевых гигантов, которые открестились от обвинений Сноудена.
"Мы выполняем требования госорганов в плане раскрытия информации. В большинстве случаев это связано борьбой с преступностью, поиском пропавших людей, предотвращением террористических актов", - сообщил представитель компании Microsoft вРоссии Владислав Шершульский.
Расшифровывая: данные разведка США может получить по запросу с санкции генерального прокурора. Не о том речь, объясняют российские эксперты. Просто АНБ и разрешения не нужно, чтобы слушать и читать все, что агентству будет угодно.
"Когда АНБ работает, скорее всего, там стоят те самые сервера, в которые воткнут очень толстый шнурок, и смотрят сами не спрашивая каждый раз разрешения. И возражать этому никакая компания не может и передается все, вплоть до снимков", - сказал специалист в области искусственного интеллекта Игорь Ашманов.
А нашей контрразведке, чтобы получить персональные данные, скажем, от "Гугла", нужно посылать запрос, на который не факт, что среагируют. Хотя в этом ли дело? Что бы не придумали законодатели, пока мы сами делимся с Сетью всеми подробностями о себе, никакой закон тайну нашей личной жизни не сохранит.