Эксклюзивное интервью Сергея Собянина программе «Воскресное Время»
Почему московский градоначальник выбрал выборы Первый канал решил узнать из первых уст, а заодно и подвести итог работы Собянина и его команды. Встречу назначили в одном из обычных московских дворов, неподалеку от телецентра.
- Вас ведь нельзя заподозрить в том, что вы любите избирательные кампании, судя по вашему карьерному пути. Почему вы сейчас решились вдруг уйти в отставку и идти на выборы?
С.Собянин: "Ну не вдруг на самом деле, а впервые, кстати, за десять лет в этом году представилась возможность москвичам избрать своего мэра. А лично для меня это важно еще и потому, что мы в городе разворачиваем огромное количество программ и не всегда бесконфликтных, кстати. Но это серьезные программы, программы такого глобального, мирового уровня: строительство метрополитена, реконструкция дорог, общественного пространства и так далее. И все эти программы, конечно, должны быть еще и политически подкреплены мнением жителей. Как это решить без выборов? Практически невозможно!
- Западные журналисты то, что вы сделали, этот ваш маневр с отставкой, называют скрытым маршем. Ваши конкуренты говорят, что лето они не успеют подготовиться к избирательной кампании, и они оказались в неравных условиях. Вот что вы им ответите на это?
С.Собянин: "Невозможно к этой должности подготовиться ни за месяц, ни за три, ни за полгода, ни за год. Это готовиться надо всю жизнь. Надо пройти хоть какой-то путь руководителя, поруководить хотя бы маленьким районом, городом, округом, а уже потом претендовать на такую должность. Потому что, мне кажется, когда человек вообще никогда ничего не делал, ничем не руководил и не управлял, и он претендует на эту должность, мне кажется, это даже какое-то неуважение к городу, к москвичам".
"У нас хорошо. Мы вот за вас переживали", - говорит местная жительница.
С.Собянин: "Почему? А что за меня переживать?"
Местная жительница: "Когда узнала, вдруг в отставку вы ушли. Что такое - в отставку? Только начали работать, наработали и сбежали".
С.Собянин: "Мне вчера дочь позвонила и спрашивает, что такое случилось, почему ты ушел в отставку, что произошло".
Местная жительница: "Нет, мы уже уяснили".
С.Собянин: "Да, слава богу. А как у вас во дворе всё происходит? Вот не в целом, а во дворе какие-то перемены происходят?"
Местная жительница: "Вы понимаете, сейчас это заметно, Просто не хочешь хвалить, а как не похвалишь, когда детские площадки такие прекрасные, когда у нас прекрасная народная тропа".
- А дорого вот это всё встало жильцам?
Местная жительница: "Жильцам, наверное, ничего не стало. С меня денег никто ничего не берет".
С.Собянин: "Благоустраиваем все дворы Москвы. Благоустроили более 6 тысяч дворов, шесть тысяч новых объектов, создали межквартальные новые игровые городки за счет города. Никто ни за что не платил".
- Если мы берем за основу европейский мегаполис, то в нем в каждом районе есть удобства шаговой доступности, что разгружает центр города.
С.Собянин: "У нас в центр едут в основном за работой. Около двух с половиной миллиона человек едут только в центральную часть города. Потому что здесь проживает всего 700 тысяч. Мы запретили в центре города строить большие офисы, расторгли десятки и сотни контрактов на миллионы квадратных метров. Ну даже там, где уже невозможно остановить строительство, ведем разговоры с инвестором, чтобы они вместо офисов в центре строили апартаменты, гостиницы, жилье".
- Децентрализация города. Насколько было вообще сложно сломать эту систему?
С.Собянин: "Очень сложно. Мы прошли сотни судов, мы вынуждены были принять поправки к федеральному законодательству, что было чрезвычайно непросто. Мы прошли этот путь. Несмотря на то, что мы сейчас так же продолжаем находиться в судах с инвесторами, основную массу проблем мы все-таки решили. Расторгнуто 11 контрактов на 11 миллионов квадратных метров жилья, это на 50 миллиардов долларов. Если бы это всё было построено в городе, его просто бы похоронили этими огромными бизнес-центрами, торговыми центрами, которые практически во дворах жилых застроек предполагалось строить".
- А вот объясните мне, кстати, вот я не очень понимаю эту идею, объясните мне про слияние школ.
С.Собянин: "В Москве вообще около трех тысяч учебных заведений было. Это три тысячи директоров, три тысячи бухгалтеров, три тысячи кассиров, тысячи завучей и так далее. Но на самом деле многие школы находятся чуть ли не в одном дворе. Они разделены железной решеткой. Ну это совершенно бессмысленно. А когда они сливаются в единые образовательные центры, за счет этого у учителей растет хорошо зарплата. Сегодня заработная плата учителей в городе Москве составляет около 64 тысяч средняя. Это хорошая зарплата, значительно выше, чем средняя зарплата по городу. Учителя никогда в истории Москвы не получали такую зарплату. И это дает качество обучения, а не количество директоров и завучей".
- А что с льготами для москвичей, они сохраняются?
С.Собянин: "Различными льготами охвачено около трех миллионов москвичей. Это и многодетные".
- То есть почти каждый третий, почти каждый четвертый?
С.Собянин: "Почти четвертый, да. Это ветераны труда, ветераны войны, инвалиды и так далее. Но что очень важно: важно непросто раздать деньги всем и поровну. А важна все-таки адресная поддержка, адресная поддержка тех людей, которые больше всего нуждаются в помощи. Поэтому мы в последние годы начали двигаться именно в сторону адресной поддержки, развивать эти формы адресной поддержки. В чем они заключаются? Ну, например, в 11-12-м году мы провели обследование ветеранов войны. Выяснили, где они живут, какие проблемы, чем им конкретно можно помочь, каждому конкретному, особенно одинокому ветерану, что ему нужно. В этом году мы ведем индивидуальное обследование всех инвалидов первой группы. Мы уже практически две трети провели обследование, узнали какие проблему у них есть, в чем они нуждаются".
"Сергей Семенович, я здесь давно живу и все это видела, видела, как это преображалось. И вы знаете, здесь такая красота", - говорит местная жительница.
С.Собянин: "А что здесь раньше было?"
- Мусор и все, а теперь прямо Версаль.
- А у нас возле дома были деревья, детская площадка, а теперь строят точечные застройки.
С.Собянин: "К сожалению, да".
- Вот еще большая просьба с поликлиниками. Приходится в очередях по три часа, а то и четыре.
С.Собянин: "Я знаю. Мы в этом году создаем специальную программу по строительству поликлиник. И там, где поликлиники перегружены, будем строить дополнительно".
- И врачей не хватает у нас. Некоторые врачи на двух участках работают.
С.Собянин: "Да. Сейчас мы повысили им зарплату. И будем дальше повышать зарплату. Будем повышать зарплату, чтобы сюда шли все больше людей".
- Вы знаете, Сергей Семенович, уже вот видится некоторые изменения положительные, честное слово. Вот эта запись автоматическая.
С.Собянин: "Да. Электронная запись. Кстати, она работает?
- Работает. И позвонить можно, и записаться. Это уже не надо в шесть утра стоять на крыльце и ждать талончика. Это уже ощущается.
"Специалисты есть не все. Отсылают в Бибирево, в иные какие-то районы", - жалуется еще одна местная жительница.
- В Бибирево?
- Ну да, в другие поликлиники, прикрепленные к другим районам, но какие-то основные есть. Но, конечно, с моего детства она не изменилась, то есть в модернизации она нуждается.
- А детские сады?
С.Собянин: "У нас каждый год сейчас рождается 120-130 тысяч детей. А раньше это было 80-90, на 30-50 тысяч больше стало рождаться, и у нас, конечно, заполняемость садов выросла где-то на треть, там с трех миллионов, с 300 тысяч до 420. Такое напряжение для города, но приятное".
- Вот едем абсолютно свободно. Это для нас с вами?
С.Собянин: "Честно говоря,не знаю, может быть".
- Вы в пробках вообще бывали?
С.Собянин: "Слушайте, конечно, я же по городу езжу. Не по небу летаю".
- А что делать?
С.Собянин: "А что делать? Делать то, что во всех европейских городах в свое время было сделано. Это развивать общественный транспорт и наводить порядок с парковочным пространством. Вы не увидите ни в одном европейском городе хаотично припаркованные машины, там, где им вздумалось, в один ряд, в два ряда, в три ряда. А проблема даже не в пешеходах, а в самих автомобилистах".
- А вот скажите по поводу парковочного пространства. Вот сделаны на Бульварном кольце парковки платные. В Европе везде это сделано для того, чтобы город разгрузить. То есть они платные в те часы, когда машин много. А у нас парковки платные круглосуточно. Насколько продумана эта мера?
С.Собянин: "Если мы сделаем бесплатную парковку в центре города ночью, то жителям просто негде будет припарковаться, так как у нас город живет круглые сутки. Давайте, мы посмотрим, как он будет работать. И потом мы сделаем следующий шаг. Вполне возможно, что мы разрешим ночью парковаться, как, собственно, мы разрешили по выделенным полосам ездить в выходные дни. Вначале же этого не было".
- Москва строится, Москва переделывается. Рабочая сила для этого нужна огромная и это мигранты. Без этого уже не справляется ни один европейский мегаполис. Вы говорите, что мигранты должны применяться только как сезонная рабочая сила, особенно мигранты из Средней Азии. Каким образом в этой ситуации не прослыть ксенофобским городом, с одной стороны? И с другой стороны, ограничить миграцию, побороть в ней коррупцию и систематизировать вообще этот вопрос? Что нам делать?
С.Собянин: "Конечно, надо учиться вместе жить, но при этом все должны выполнять правила установленные в нашей стране. Если человек приезжает, ведет себя как попало, совершает преступления, не работает, нарушает правила миграционного учета. Что к нему нужно делать? Его целовать за это надо? Нет. Его надо наказывать и делать так, чтобы он второй раз в эту страну уже не въехал. А другого варианта нет. Мы можем, конечно, пойти по варианту европейских городов, когда начнем ассимилировать огромное количество мигрантов, у которых вообще другая культура, другой язык. Ну и что мы получим? Какие-то гетто получим национальные, разгромленные районы, сожженные машины. Я думаю, что никто из москвичей такого сценария себе не представляет и не хочет.
- А каким образом нам решить проблему, скажем, мигранты приезжают сюда. Они привозят семьи. Их дети идут в школы. Их там они сами пользуются поликлиниками и тому подобное. То есть они оказываются в результате бременем на социальную систему города.
С.Собянин: "Они должны платить те же налоги, которые платят российские граждане. А в значительной степени проблема мигрантов обусловлена тем, что мигранты платят меньше, чем россияне. Они пользуются всей социальной инфраструктурой, пользуются больницами. Причем в большей степени даже чем россияне, москвичи. Почему? Потому что они попадают по скорой помощи с запущенными медицинскими случаями, которые требуют серьезной операции, серьезного вмешательства хирургического. И это наиболее затратные вещи.
- Сергей Семенович, мы на Ходынском поле. Это вновь строящаяся станция метро. Я специально вас сюда привезла, чтобы посмотреть, кто и как здесь строит. На ваш взгляд, насколько быстрое строительство качественное?
Собянин: "Действующие ветки метро дико перегружены. По перегрузке метро мы уже приближаемся к токийскому метро. Если ничего не делать, то мы переплюнем и японское метро по загруженности. Невозможно будет войти в вагон, хотя и сейчас уже в часы пик это является проблемой. На ремонтные работы у метрополитена остается шесть часов ночного времени. Мы дело имеем с сотнями километров линий, которые проложены Бог знает когда, 70-60-50 лет тому назад. Но, тем не менее, по количеству аварий их не так много в метро происходит. Да, случаются такие, как на этой неделе. Но в целом метро функционирует очень неплохо. В советский период строительство метрополитена практически прекратилось".
- Почему?
Собянин: "По разным причинам. Говорили о том, что денег нет, возможностей нет и так далее. Мне кажется, здесь вопрос не в деньгах, а вопрос в приоритете, что считает город для себя приоритетом".
- То есть у ваших предшественников денежек не было, а у вас они оказались?
Собянин: "У меня этих денежек еще меньше, чем у них, но я считаю, для нас приоритетом строительство метро, и мы концентрируем ресурсы для того, чтобы исправить ту сложнейшую, одну из самых сложнейших ситуаций с транспортом в городе".
- Куда идет эта ветка, к чему здесь строят? Это же Ходынское поле, здесь же есть рядом станция.
Собянин: "Это новая кольцевая линия. Вы знаете, что в Москве единственная кольцевая линия, которая страшно перегружена и не справляется с пассажиропотоком. Сейчас мы строим новые линии и подхватываем новых пассажиров".
- На схеме метро появится еще одно кольцо?
С.Собянин: "Еще одно кольцо, даже два. Вот эта новая кольцевая дорога метрополитена, которая строится, видите, она уже в полномасштабной стройке идет, это как раз перегон от Нижней Масловки до Ходынки, десять километров. Такие же сегменты будут дальше строится и закольцовываться новые пересадочные. Таким образом количество пассажиров, которые будут пересаживаться в центре города, уменьшится на процентов 15-20".
- А насколько далеко это кольцо будет расположено от предыдущего?
С.Собянин: "Там есть разные расстояния. На севере оно более приближено к центральной части, на юге - немножко дальше. С чем это еще связано? Потому что мы строим еще один пересадочный контур, но наземный. Называется малое кольцо железной дороги. Слышали о таком названии ? Это кольцо, которое обслуживало промзоны, по которым ходили грузовые поезда. Сейчас мы полным ходом приступаем к строительству по сути дела наземного метро. Таким образом в течение нескольких лет Москва получит еще два пересадочных контура, два кольца. Строится еще 250 километров новых железнодорожных линий, по которым будут курсировать пригородные электрички, так как курсируют сегодня поезда метро, в течение каждых пяти минут, достаточно комфортные поезда. Этот проект должен быть реализован уже к 18 году, и сегодня уже по ряду направлений идет интенсивное строительство, в частности в Куркино, в сторону Зеленограда через Химки и ряда других направлений".
Битва за кресло мэра еще не началась, но о желании участвовать в ней уже заявили более десятка человек. Среди них - лидер "Яблока" Митрохин, оппозиционеры Алексей Навальный и Сергей Удальцов, и кандидаты от каждой из парламентских партий. "Гражданская платформа" Михаила Прохорова тоже обещала быть, но пока непонятно, кого отправят на выборы - самого Прохорова или его старшую сестру Ирину.
По данным опроса фонда "Общественное мнение", если бы выборы прошли сегодня, то 46 процентов москвичей выбрали бы Собянина. А среди тех, кто собирается пойти на избирательные участки, процент еще выше - 61.
За Прохорова, если он пойдет на выборы, проголосуют 9 процентов жителей. 6 процентов - у эсера Хованской, 3 - у коммуниста Мельникова, и по 2 процента - у ЛДПРовца Лебедева, яблочника Митрохина и оппозиционера Навального.