Игорь Шувалов: Украина не может войти в Таможенный союз наполовину
Первый вице-премьер России Игорь Шувалов пояснил: на днях было получено письмо из Киева о возможном статусе страны в Союзе. Пока украинские политики выдвигают условия, местные предприниматели подсчитывают возможную прибыль от экономической интеграции. За время существования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана товарооборот между государствами увеличился на 10%.
Чугунные ванны и стальные радиаторы отопления на предприятии в Казахстане делают уже много лет. Продают в основном в Россию и Белоруссию. С тех пор, как заработал Таможенный союз, спрос только увеличивается.
Каждый третий карьерный самосвал в мире - вышел с белорусского завода. Эти машины - символ белорусского автопрома. А комплектующие больше чем наполовину российские. Возможность покупать их без таможенных пошлин, говорят на заводе, переоценить трудно.
"Отсутствие каких-либо торговых барьеров, соответственно очень плотная кооперация предприятий Российской Федерации и Белоруссией. Это и создание совместных предприятий, это и привлечение специалистов из России в Белоруссию и наоборот", - говорит заместитель генерального директора ОАО "БелАЗ" Кирилл Казаченко.
Участники Таможенного союза - Россия, Белоруссия и Казахстан - уже успели оценить преимущества такой интеграции. Не раз приглашали и Украину, но страна пока колеблется, раздумывая о гипотетической возможности стать когда-нибудь частью объединенной Европы.
Хотя многие украинские политики уверены: плюсы видны невооруженным взглядом. Виктор Медведчук, возглавлявший администрацию президента Леонида Кучмы, говорит: особенно видны плюсы экономические.
"Снижение цены на газ до 164 долларов за тысячу кубических метров, это значит плюс 6 миллиардов в год. Это ликвидация пошлин на нефть, это три миллиарда долларов. Где-то около 650 миллионов долларов - это ликвидация на пошлины на нефтепродукты. Вот я вам уже назвал примерно где-то 10 миллиардов - это преференции. Это что означает? Это означает, что экономика Украины 10 миллиардов не потратит на дороговизну газа, на пошлины на нефть и на нефтепродукты, а вложит их и оставит в экономике, они будут развиваться здесь", - отмечает лидер общественного движения "Украинский выбор", в 2002-2005 глава администрации президента Украины Виктор Медведчук.
Для украинских производителей выгода тоже вполне очевидна. На бумажной фабрике говорят, основной рынок для них - российский. И чем он доступнее, тем лучше.
"Рынок бумаги в России для нас очень перспективный, в отличие от того, что нас вообще не ожидают в Европейском Союзе, где конкуренция жесточайшая, где нам сбыт будет перекрыт однозначно", - считает главный инженер бумажной фабрики Александр Соценко.
Не ждут в Европе, например и украинские самолеты - своих хватает. Евросоюзу нужно совсем другое.
"Мы Евросоюзу нужны как территория сбыта своей продукции. Это рынок сбыта и не более того. Они хотят сегодня их продукцию сбывать у нас, то есть вынимать деньги с наших карманов и платить их своим рабочим, выплачивать социальные пособия, пенсия и создавать рабочие места у себя. Мы же должны идти по пути того, где наша продукция и где наша экономика может расти и может давать те прибыли в доходную часть бюджета, а это восточный вектор экономической интеграции - Таможенный союз и Евразийский экономический союз", - уверен лидер общественного движения "Украинский выбор" Виктор Медведчук.
Европа хоть и предлагает Украине двигаться на Запад, но перспективы довольно туманные. Если страна и окажется в Евросоюзе, то, по словам экспертов, лет через 20, хотя и этого никто не обещал.
"То есть она превратится еще в одно государство, которое пользуется дотациями Евросоюза. Но знаете, дотировать страны Прибалтики, дотировать Болгарию, Грецию, Кипр - это одна проблема, это небольшие государства. Но дотировать Украину, большое, крупное государство, с очень невысоким жизненным уровнем и с массой проблем, это дотирование Евросоюз не потянет", - считает политолог, доцент кафедры мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев.
Впрочем, и на перспективу восточной интеграции Европа смотрит с опаской, не забывая, видимо, о предупреждении политолога Сбигнева Бжезинского, который не раз уверял, что любой вариант объединения России и Украины - это возвращение Советского Союза. Чего уж говорить о возможном союзе четырех стран из бывшей супердержавы. Такой альянс вряд ли порадует европейских и американских партнеров. При этом интересы Украины, похоже, не в счет.