Рамазан Абдулатипов отправляет правительство Дагестана в отставку и обещает республике смену имиджа
Особое назначение - главной политической новостью недели стало назначение Рамазана Абдулатипова на пост главы Дагестана. Его предшественник, Магомедсалам Магомедов, будет работать в Москве заместителем руководителя администрации Президента.
Абдулатипов, с одной стороны, опытный политик, почти два десятилетия работавший на федеральном уровне, то есть идеологически не связанный ни с одним из кланов, которые контролируют погоду в Дагестане. С другой стороны, в республике человек уважаемый, соавтор Конституции России и государственник.
Абдулатипову досталось беспокойное хозяйство - бороться надо одновременно и срочно с коррупцией, безработицей и религиозными экстремистами, то есть наводить порядок надо по всем фронтам, от хозяйства до идеологии.
"Когда мне говорят: "В Дагестане тяжело, зачем ты туда едешь", я отвечаю: Родиной меня не запугаете", - говорит временно исполняющий обязанности главы Дагестана.
Толпа в аэропорту Махачкалы с плакатами: "Спасибо!" Полпред Президента в зале как знак поддержки федерального центра. В ответ - напряженные лица местной элиты. Первый же указ: всем спасибо, все свободны, старая гвардия - в отставку.
"Мне нужны эффективные люди, мне нужны честные люди, нельзя во власти терпеть крохоборов... Главная проблема нашей власти - это потеря доверия со стороны народа", - сказал Абдулатипов, обращаясь к заксобранию Дагестана.
На вопрос "Ваши первые впечатления по глазам людей, которых вы встретили, что в них?" Рамазан Абдулатипов отвечает: "Это очень тяжелый вопрос, потому что там были разные глаза. Были глаза, которые наконец-то сказали, что мы услышали то, что хотели услышать; были глаза, которые думают "а что с ним делать теперь, раз он пришел на нашу голову?" Для них это беда, это трагедия, значит, надо что-то с ним делать. Наверное, у них прокручивались разные планы в голове".
Сказал с трибуны что думал, и наблюдал со стороны последние два десятилетия, прожитые вне Дагестана: хватит безработицы, коррупции, клановости. Из-за них молодежь уходит в горы, оболваненная проповедниками ненависти, из-за них боевики заседают где-то в горах, прикрывшись знаменем пророка, а это попросту бригады в стиле 90-х, с одной лишь разницей - в XXI веке они присылают компьютерные флешки с требованием денег за крышу. Все, с чем он должен справиться, и срочно.
На несколько часов домой. Там никто не задает вопросов и посторонних не впускают, на разговоры нет ни сил, ни времени. Уже раздумывает: а стоит ли вообще тратить целый час на поездку туда-обратно? Жить же можно на работе. "Я встал в 6, лег в час. Я вообще хочу, если получится, может быть, здесь где-то найти место, чтобы не выезжать каждый день", - говорил Рамазан Абдулатипов.
Все, что пока есть – кабинет с табличкой на двери. Приехавшему поздравить с назначением сенатору чаю не во что налить.
- "Когда вы думали над принятием решения, вы понимали, что вам могут угрожать или уже угрожали?"
- "Вот по этому поводу я уже говорю, что у меня есть принцип – раньше выстрела не падает", - отвечает исполняющий обязанности главы Дагестана.
"Действительно, задачу он поставил достаточно амбициозную перед собой. Дай Бог, что называется. И мы всячески будем помогать и в этом направлении работать. Но это непростая, еще раз говорю, мозаика, которую придется складывать", - поясняет полномочный представитель Президента в Северокавказском федеральном округе Александр Хлопонин.
- "А вы уже придумали план действий?"
"Если вы хотите исправить общество за счет внедрения страха, Вы не добьетесь своей цели, надо внедрять стыд, совесть. Сказал однажды великий писатель, что красота спасет мир. Я считаю, к сожалению, красота тоже продалась. Единственное, что не может продаться, это совесть, и вот совесть должна спасти мир", - говорит Абдулатипов.
- "Это ваша президентская программа?"
"Да, - подтверждает он. - Человеческая программа. Я сегодня исполняю обязанности президента Дагестана, но это человеческая программа. Иначе зачем жить, если ты не человек?"