Состоялось заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека в новом составе
Главная политическая тема - сегодня стало известно, кто вошёл в новый состав президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека. 62 представителя самых разных профессий - список составлен в том числе по итогам общественных консультаций и голосования в Интернете. Состоялась первая встреча Владимира Путина с членами Совета.
С сегодняшнего дня советников у Президента стало на 39 человек больше. Это те, кто вошел в Совет при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека. Всего в Совете теперь 62 члена, из них много тех, кто относительно недавно, но уже ярко заявил себя в правозащитной деятельности. У общества есть большая потребность принимать участие в управлении страной, и эту главную тенденцию последнего времени власть намерена поддерживать.
"Сейчас как никогда нам нужно ясное видение цели. А главная цель – построение свободного общества свободных людей. Свободное общество, насколько я понимаю, – это прежде всего развитое гражданское общество, а свободные люди – это суверенные граждане, знающие свои права и добросовестно выполняющие обязанности. Не нахлебники, не захребетники, не подданные Его Величества, а сознательные строители страны с высоким уровнем жизни, зрелой демократией и достойным местом в современном мире. Культуру свободы нельзя ввести указом, нельзя импортировать, нельзя позаимствовать, её можно только вырастить на своей земле", - сказал председатель Совета Михаил Федотов.
Путин припомнил условия и время, в которых впервые был сформирован Совет при Президенте: "Мы формировали Совет в 2004 году, и хочу напомнить о том, в каких условиях это делалось. Ситуация была крайне сложной, страна находилась фактически в состоянии гражданской войны. Я очень хорошо помню дискуссию с вашими коллегами из Европы в тот период времени. Их было очень много, но одна из них у меня стоит перед глазами, когда одна очень приятная во всех отношениях (говорю без всякой иронии) женщина говорила, что она очень критикует нас (Россию и меня) за то, что мы делаем на Кавказе, что это очень жёстко, что так невозможно в современном мире. На мой вопрос "Смотрите, что они делают там. Какими методами мы должны этому сопротивляться, как Вы думаете?" – она говорила: "Мы за это их тоже осуждаем. Но вас осуждаем за то, что это часть вашей территории и вы не можете навести там порядок". На мой вопрос "А как нам навести порядок, если не действовать такими методами, которые вы осуждаете?" – её ответ: "Я не знаю". Для чего я это говорю и почему я это сейчас вспомнил. Когда, может быть, даже справедливой критике подвергают орган исполнительной власти и управления, может быть, даже справедливой, но никто не знает, как решить, должен быть кто-то, кто берёт на себя ответственность".
Вот от этого пресловутого "чувствуем, что что-то где-то плохо, а что делать с этим не знаем", и необходимо уходить в политической жизни страны. Для этого и нужны обсуждения, споры, компромиссы. Площадка парламента - в первую очередь. Но случаются и такие вопросы, на первый взгляд, частные, что решать их приходится и в обсуждении с главой государства.
"Совет, благодаря участию в нём людей, заслуживших доверие общества, часто воспринимается как одна из немногих возможностей достучаться до высшей власти. Миссия последней надежды слишком важна, чтобы ею пренебрегать, поэтому просьба не сердиться на членов Совета, которые пришли сюда со своими письмами", - сказал Федотов.
"Если наши мнения не всегда будут совпадать, вы тоже на меня не обижайтесь. Я сделаю всё, чтобы не обижаться ни на что из того, что услышу от вас. Но и вы, пожалуйста, на меня тоже не обижайтесь", - сказал Путин.
Прямая форма взаимодействия с обществом - то, что принято называть сейчас "электронная демократия". Она реализована и при создании нынешнего Совета при президенте, собственно: больше 100 тысяч человек голосовали в Интернете за его членов. В итоге даже решили изначально расширить состав участников - как раз до 62 человек.
Ничуть не менее "электронная" и тоже вполне себе "демократия" должна действовать и на телевидении.
"Нельзя ли создать аналитическую группу с участием медийного рекламного сообщества, может быть, нашего Совета, кого-то ещё, который подумает об альтернативных рейтинговому механизмах финансирования? За рубежом тоже важен рейтинг, но почему-то там договорились о сдерживающих барьерах, считают, что нельзя мировоззрение граждан полностью отдавать на откуп рынку", - говорит Д. Дондурей.
В.Путин: "Я хотел бы спросить у членов Совета: кто-то возражает против того, что сейчас было сказано Даниилом Борисовичем, или нет?"
Н.Сванидзе: "Я представляю себе, что это такое. Это средство, которое старо как мир. Много создавалось общественных советов, ни один из них никогда себя не оправдывал. Критерии отбора в эти советы непонятны, механизмы принятия ими решений непонятны. Создаётся ещё одно формальное тело, и дело кончается в результате не нравственной и моральной, а политической цензурой".
"Николай Карлович прав. Но как формировать эти советы? Каков будет их статус? Совершенно непонятно. Может быть просто мертворожденное дитя. Но подумать нужно. Но это не решит проблему избыточного насилия на телеэкранах. Это, собственно говоря, главное, о чем Даниил Борисович говорил. Но и здесь, мне кажется, все-таки можно подумать. Можно подумать, но только так, чтобы это не правительство и не президент регулировали, а вот если вы выработаете совместно, вместе с коллегами какие-то предложения – я вам обещаю, я сделаю все для того, чтобы эти предложения, согласованные со всеми, при разности походов, были реализованы в жизнь", - заявил Президент.
Совет при Президенте спорные ситуации должен изучать с экспертной точки зрения. В этом смысл работы правозащитников. Как в случаях с делами о госизменах, например. Президент РФ заявил, что готов вернуться к обсуждению законопроекта о государственной измене, отметив, что расширенного толкования этого понятия быть не должно.
"Все-таки этот проект прошел предварительную серьезную экспертизу, в том числе среди профессионального сообщества, тем не менее, готов еще раз вернуться к этому посмотреть повнимательнее", - сказал он.
Кроме того, Путин считает возможным уточнить формулировку клеветы в Уголовном кодексе. Относительно закона о наказании за оскорбление чувств верующих, Путин заявил, что права верующих надо защищать, но при этом он призвал не допустить перегибов в этой сфере.
Сегодняшний Совет журналистам показался весьма бурным и многоплановым. О том, как обсудить спорные темы в спокойной обстановке и вынести согласованные с профессионалами, экспертами мнения на широкое обсуждение, предстоит договариваться уже самим членам Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека.
.