В присутствии Президента подписан контракт на закупку Минобороны 39 транспортных самолётов Ил-476
Российские вооружённые силы в ближайшее время начнут получать новые транспортные самолёты, отвечающие самым современным требованиям. Сегодня на авиазаводе в Ульяновске в присутствии Президента был подписан контракт о закупке Министерством обороны почти 40 таких машин за 140 миллиардов рублей. Это самый крупный заказ в российском авиапроме.
Эта машина, как говорят специалисты, глубокая модернизация лайнера Ил-76 - тот появился еще в советские годы. Внешне самолет похож на своего предшественника, но только внешне. У него новые двигатели, установлены современные навигационные приборы. Самолет берет больше груза, летит дальше и при этом меньше тратит топлива. Предполагается, что серийное производство развернут через два года. Это значит, что на Ульяновском авиазаводе появится пять тысяч новых рабочих мест.
Самолет, который сегодня показали Президенту, это первый летный экземпляр нового транспортника. На нем пока даже нет краски, только защитное покрытие. Сегодня его первый демонстрационный полет. С земли за маневрами самолета внимательно следят специалисты и конструкторы.
Модернизированный "Ильюшин" может эксплуатироваться в любых климатических зонах. Он неприхотлив в обслуживании. Он, как и его предшественник, очень надежен. В кабине пилотов установлено новое современное навигационное оборудование. Дальность полетов увеличилась с 4 до 5000 тысяч километров, а грузоподъемность достигла 50 с лишним тонн, что на четверть больше, чем у прежнего Ил-76.
Полет продолжался около 10 минут. Когда Ил садится, раздаются аплодисменты. Разговор о развитии авиапрома продолжился уже на совещании. Президент поздравляет сотрудников завода с созданием новой машины. А ведь еще несколько лет назад предприятие было на грани гибели.
"Работало здесь уже в 2003 году 1,5 тысячи человек, которые, собственно говоря, занимались в основном охраной площадей. В 2005-м, наверное, мы начали предметно этим заниматься, и тогда встал вопрос о том, чтобы создавать здесь новую российскую транспортную машину на базе Ил-76. Нам потребовалось шесть лет для того, чтобы поднять новую машину в воздух", - сказал В. Путин.
На заводе рассчитывают, что заказы на новый самолет поступят от разных авиакомпаний. Такой техникой уже интересуются в Индии и Китае. Кроме того, самолет может пригодиться спасателям. Например, для тушения пожаров.
Но основным заказчиком должно стать Министерство обороны. В ВВС он может использоваться и для перевозки тяжелых грузов, и для десантирования, и даже как топливозаправщик.
Авиазавод в Ульяновске появился в семидесятых. Раньше здесь строили огромные "Русланы", потом - пассажирские Ту-204. Но выпущено лишь несколько десятков таких лайнеров - в разы меньше, по сравнению с аналогичными европейскими и американскими самолетами. Тем не менее, сохранение своего авиапрома, отмечают на совещании, - важнейший для страны вопрос.
"Важно, чтобы громадные средства, которые мы направляем на программу вооружения, на развитие ОПК, принесли кумулятивный, системный эффект, позволили нам создать действительно глобально конкурентоспособную авиационную индустрию", - сказал Президент.
Президент напомнил, что машин, подобных новому военно-транспортному самолету Ил-476, кроме РФ и США, в настоящий момент никто пока не выпускает.
"Нам необходимо сформировать единый консолидированный государственный заказ н гражданские и транспортные самолеты отечественного производства, потому что мы с вами прекрасно понимаем, что если такого заказа не будет, предприятиям экономика не позволит развернуть производство в полном объеме", - сказал Путин.
По словам специалистов, за последние годы российские КБ предлагали немало проектов, но тем не менее у авиакомпаний было много претензий, в том числе и технического характера. Были нарекания, связанные с обслуживанием самолетов - ремонт мог растянуться на несколько недель. А это финансовый урон. Кроме того, авиакомпании жалуются, что новые отечественные самолеты дорого стоят. Чтобы поддержать внедрение новой техники, нужны эффективные финансовые механизмы.
"Контракты можно заключать с заказчиком, под эти контракты будет привлечено финансирование банками или лизинговыми компаниями", - сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров.
"С банками обязательно надо проработать, чтобы они на сверхприбыли не рассчитывали", - сказал В. Путин. "Потому что здесь будет устойчивое финансирование и устойчивый возврат", - пояснил Президент.
В ближайшие шесть лет в России предстоит списать почти 80 устаревших советских самолетов. Это значит, что у российских КБ и авиазаводов появляется шанс получить заказы и развернуть производство.