Лидеры России и Франции обсудили основные вопросы международной политики, экономики и безопасности
Комфортный и результативный диалог. Именно так назвали президенты России и Франции переговоры, которые завершились в Париже. Это была первая встреча Владимира Путина и Франсуа Олланда. За несколько часов обсудили практически все основные вопросы международной политики, экономики и безопасности. И, судя по всему, смогли найти общий язык.
Это был день не из легких: утром Минск, днем Берлин, вечером Париж. Когда президентский автомобиль въезжал в ворота Елисейского дворца, на часах было ровно 7. Франсуа Олланд уже стоял на крыльце. Для обоих лидеров с момента вступления в должность не прошло и ста дней, по которым обычно судят: каким будет весь президентский срок. И то, что эта встреча оказалась в числе первых, говорит о многом.
Преемственность в российско-французских отношениях - не просто дипломатическая формулировка. Для Владимира Путина - это уже третий президент Франции, с которым он имеет дело. С предшественником Франсуа Олланда, Николя Саркози, он встречался едва ли не чаще, чем с другими мировыми лидерами, а с Жаком Шираком его связывает личная дружба.
Два с половиной часа лицом к лицу: двусторонние отношения, ситуация в мире, борьба с нераспространением ядерного оружия, в контексте которой иранское и северокорейское досье, мирный процесс на Ближнем Востоке и, конечно, Сирия, которая сейчас у всех на устах.
Но первый вопрос журналистов - о системе Европейской ПРО, которая является камнем преткновения в отношениях России и НАТО. В Альянсе заявляют, что нашей стране эта система не угрожает.
"Мы много раз слышали разные устные заявления и обещания. В свое время нам обещали не расширять НАТО, потом нам обещали не размещать базы: и НАТО расширяется на Восток, и базы вокруг нас растут как грибы. Послушайте, просто заявления о том, что: "Знаете, не бойтесь, мы вам обещаем, что ничего не будет", – в современном мире этого явно недостаточно. Это детский сад. Нам гарантии нужны и серьёзные договоренности в сфере безопасности, - заявил президент РФ Владимир Путин. - Мы призываем к диалогу. Мне показалось в ходе беседы с господином Президентом, что такой диалог с Францией, а значит, я надеюсь, и с другими странами НАТО возможен".
Накануне этого визита французская пресса писала: у Олланда сложная задача - убедить российского лидера изменить позицию по разрешению сирийского кризиса. Но на пресс-конференции стало ясно: каждый остался при своем. Франсуа Олланд требует немедленной отставки Башара Асада и считает, что на Дамаск надо давить с помощью жестких санкций.
"Режим Башара Асада ведет себя неприемлемо и нетерпимо. Он совершил действия, которые его дискредитируют. Единственный возможный выход из этой ситуации - только отставка Асада", - заявил президент Франции Франсуа Олланд.
Российский лидер против вмешательства во внутренние дела. Он подчеркивает: мы не выбираем в Сирии наших и не наших: "Мы не можем решать вопросы государственного устройства или руководства страной за сирийский народ. Если Вы так думаете, что мы можем за другие народы решать, поезжайте в Каир сейчас и поучаствуйте в выборах президента Египта. Вы же не можете это сделать. Вы также не сможете сделать это и применительно к Сирии. И никто не сможет. Повторяю ещё раз: мы не за Асада, не за его противников, мы хотим добиться ситуации, при которой было бы закончено насилие, и не наступила бы крупномасштабная гражданская война".
Журналисты интересуются: на Украине вот-вот начнется чемпионат Европы по футболу, на который из-за ситуации с бывшим премьерой Юлией Тимошенко некоторые лидеры европейских стран отказались приехать.
"Наши позиции здесь достаточно близки. Я, правда, не считаю, что нужно бойкотировать по политическим соображениям какие бы то ни было спортивные соревнования. Я категорический противник смешивать в одну кучу и спорт, и политику, - сказал Владимир Путин. - Что касается госпожи Тимошенко, её осуждения, то позиция России и моя – известны. Госпожа Тимошенко осуждена за подписание газовых контрактов с Российской Федерацией. Наши юристы перед подписанием этих контрактов тщательно анализировали и российское, и международное, и украинское законодательство. Мы никогда не подписываем контрактов, которые противоречат законам страны контрагента, в данном случае – Украины".
Владимир Путин признался, что, несмотря на то, что на переговорах касались острых тем, обсуждать их с французским коллегой было "комфортно". Первое впечатление самое верное, согласился Франсуа Олланд.