Государственной Думой принят новый закон о политических партиях
В политической жизни страны главным событием недели стало принятие Государственной Думой закона о партиях, который открывает всем желающим путь в политику. Можно будет регистрировать партию, собрав всего 500 сторонников. Закон един для всех, и каждый может стать политиком, если его поддержит народ. А с этим как раз у части политиков могут возникнуть проблемы.
В списке на регистрацию в Министерстве юстиции около 70 партий. Шансы попасть в реальную политику появились у многих - новый закон отменяет строгие ограничения.
Решение по новому закону принято единогласно - такое единодушие в стенах Государственной Думы редкость. Вообще, закон стал своего рода рекордом. Депутаты приняли его спустя всего лишь три месяца после того, как об упрощенной регистрации политических партий в своем Послании Федеральному собранию говорил Президент. Дмитрий Медведев тогда предложил существенно снизить минимальную численность партии. 500 человек вместо 40 тысяч по еще действующему закону. Этот порог как раз и вызвал больше всего споров.
Коммунистам, в итоге поддержавшим закон, тоже кстати, единогласно, все-таки такое снижение показалось слишком радикальным. "Теперь партию будет создавать любая торговая сеть, любая иностранная фирма, любая группа людей, любой олигарх, любая группа граждан, которая собирается на этом нажиться или спекулировать; будут партии на продажу, партии, которые должны будут рвать штаны более устойчивым партиям; все это опять превращается в такую в систему, в которой можно в мутной воде ловить нужную политическую рыбу", - уверен председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов.
Традиционный критик многих законопроектов Владимир Жириновский на этот раз почти со всем согласен и называет закон праздником российской демократии. Но с оговорками - непонятно, как вести предвыборную агитацию, если вдруг будет сто партий. "Если показать просто название 100 партий, люди сойдут с ума; они запомнят только одно название - ЛДПР - лучшая демократическая партия России", - говорит лидер ЛДПР.
Штаб-квартира в музее эротики - Партия любви готовится к участию в политической жизни страны. И ждет своего избирателя, ничего не скрывая. Казалось бы, забытая Партия любителей пива готова к возрождению. 17 лет назад Константин Калачев во главе партии участвовал в выборах в Госдуму - не получилось. Но теперь все будет по-другому. В бюллетене на выборах в Госдуму в 1995 году было 43 партии, это пока рекорд в российской политике, но попали в парламент тогда только пять Вот и сейчас эксперты говорят: важнее не количество партий, а качество, и порог в 500 человек - не проблема.
Главный редактор "Независимой газеты" Константин Ремчуков отмечает: "Ведь 500 человек - это только стартовая оппозиция, это зарегистрироваться, а потом ты должен наращивать свой электоральный ресурс в борьбе за избирателя, которых должно быть сотни, тысячи, миллионы, чтобы тебя кто-то услышал". "Сейчас, на стадии таких радикальных изменений, бояться формальных вещей не стоит, жизнь все утрясет, останутся все равно сильнейшие, самые яркие, останутся те, которые отличаются от других", - уверен Ремчуков.
Новый закон принят с учетом 16 поправок так называемой несистемной оппозиции. Например, при регистрации в Минюсте теперь будет возможность исправить ошибки в течение трех месяцев, а не начинать все заново, как раньше. Для представителей незарегистрированных партий это было особенно важно. Кроме того, закон начнет действовать с момента опубликования, то есть уже в апреле. Финансовая отчетность станет проще, а названия не должны повторять уже существующие. Не прошла поправка, разрешающая избирательные блоки, и для некоторых оппозиционеров это принципиально.
"Задумка режима - раздробить политическое пространство, создать, столкнуть всех лбами, создать конкуренцию, не дать возможность создать блоки, и вот эту всю кашу выбросить на собственно суд наших избирателей, - говорит лидер незарегистрированной Партии народной свободы Борис Немцов. - Мы в этом не участвуем, это профанация".
Блоки, впрочем, имеют свойство распадаться после выборов. Политологи говорят: никто не мешает объединяться в рамках одной политической силы. В таких случаях политикам нелегко справиться с амбициями, но тут уж ничего не поделаешь.
Политолог Михаил Ремизов отмечает: "Возникает странная ситуация, когда новые партийные игроки говорят "мы не можем договориться между собой, пусть государство нам поможет, пусть государство даст нам возможности договориться между собой". А почему бы вам самим не попробовать? "Почему вам не попробовать договориться с коллегами по цеху – "Парнасу" договориться с "Яблоком", с Прохоровым. Они пытаются это делать. Если не получилось, мне кажется, ответственность прежде всего на них", - говорит политолог.
Пока, правда, объединением и не пахнет. В Госдуме, куда на третье чтение законопроекта о партиях пригласили представителей непарламентской оппозиции, лидер "Левого фронта" Сергей Удальцов и председатель незарегистрированной партии "Зеленые" Анатолий Панфилов не поделили телекамеры. Справедливости ради стоит сказать, что Панфилов первый начал.
Список партий будет только расти. На этой неделе президент Русского общественного движения Константин Крылов заявил о создании новой политической силы, которая должна объединить националистов-демократов. С названием пока до конца не определились, но возможность, уверен Крылов, надо использовать.
"Этот закон позволяет по крайней мере создать легальную партию того направления, которое я представляю, это уже хорошо", - говорит Крылов. "Если кто-то хочет участвовать в политической борьбе, он должен использовать те возможности, которые есть, этот закон предоставляет хотя бы какие-то возможности, и мы им воспользуемся", - подчеркивает он.
Крылов собирается создать при партии наблюдательный совет, в который пригласил Алексея Навального и Владимира Милова. Милов от предложения отказался, как он сам говорит, по техническим причинам, и собирается создавать собственную партию "Демократический выбор". Политическая жизнь с новым законом, уверен Милов, станет интересней.
"Раньше те же прогрессивные, более молодые силы в оппозиции, были вынуждены кучковаться вокруг старых вождей и с огромным антирейтингом, которые, в общем, хорошего ничего не добавляли и тянули популярность этих партий вниз, - говорит председатель российского общественного объединения "Демократический выбор" Владимир Милов. - Сегодня это уходит, у молодых, энергичных, перспективных политических сил появляется возможность свои партии создавать, и это хорошо".
Закон, говорят, парламентарии, не зря поддержали все партии, чтобы не говорили, что думская оппозиция боится конкуренции. Теперь они готовы наблюдать за успехом молодых. Или, наоборот, за провалом.
"Главное, что теперь никто не сможет сказать, что какие-то препоны ставят; знаете, когда мы выходили из советского прошлого, когда была, как известно, цензура, в том числе и политическая цензура, оказалось, что довольно распространенная такая ситуация, когда можно, а сказать-то оказалось особо и нечего; вот, я думаю, такого рода ситуации нас тоже ожидают в скорости", - полагает председатель фракции партии "Справедливая Россия" в ГД Николай Левичев.
Новый закон о партиях – только часть политической реформы, предложенной Президентом. Главное в ней – дать возможность участвовать в политике всем, кто в этом заинтересован.
"Конечно, это серьезный шаг в развитии и свободы, и демократии, в развитии страны в целом, потому что мы предполагаем, что каждая политическая партия будет стараться не только бороться за власть, но и материализовать свои самые смелые, самые важные планы, и в этой части заручиться поддержкой избирателей, поэтому это прямая что ни на есть демократия, это открытая власть, это новое качество власти", - подчеркивает председатель фракции партии "Единая Россия" в Государственной Думе РФ Андрей Воробьев.
Другое дело, как новые политики смогут воспользоваться новыми возможностями. Судить в любом случае будут избиратели, причем совсем скоро – региональные выборы пройдут уже в начале сентября.