В Москве возмущены приговором таджикского суда летчикам российской авиакомпании
Судьба летчиков российской авиакомпании, приговоренных накануне в Таджикистане к 8,5 годам колонии строгого режима, обсуждалась на самом высоком уровне. Президент России потребовал от всех госструктур тщательно разобраться в этом деле, которое вызывает больше вопросов, чем ответов. Дмитрий Медведев предупредил Душанбе о возможности ответных мер. В России уверены: нашего гражданина и его коллегу из Эстонии осудили по надуманному обвинению.
Владимир Садовничий, сын осужденного пилота, один из немногих, кто знает в каком тот находится состоянии не только из новостных сюжетов. Ему удалось поговорить с отцом по телефону почти сразу после оглашения приговора. Это были несколько секунд, когда один из друзей сумел в зале заседаний передать летчику мобильный с набранным номером сына. "Он попросил успокоить родственников, больше ничего не успел сказать, буквально пару секунд, и все", - рассказал Владимир.
Отец пилота, тоже Владимир и тоже летчик, о суде не знал до последнего дня. Родные не говорили, берегли его нервы. Сейчас все, что он может, бессильно ругать работу посольства в Душанбе и ручаться за сына. "Он поступил правильно, аэродром поступил правильно, таможенники проверили, пограничники проверили, к ним никаких претензий от этих служб не было, а потом на суде вскрывается, что якобы они еще оказали сопротивление", - рассказал отец летчика.
8,5 лет за вынужденную посадку – чудовищный приговор вывел ситуацию за рамки уже не только юриспруденции, но и дипломатических переговоров. Она теперь под контролем Президента России.
"Я дал поручение, еще вчера, всем государственным структурам заниматься этим предельно тщательно – и МИДу, и правоохранительным органам, и Министерству юстиции. Они должны вступить в контакт со своими коллегами в Таджикистане. Но уже сейчас – я бы не хотел, конечно, вторгаться в компетенцию правоохранительных органов и судебной системы иностранного государства – но я скажу одну вещь: решение по этому делу вызывает большое количество вопросов как с точки зрения самого состава преступления, которое вменяется нашему гражданину и его товарищу из Эстонии, так и с точки зрения того, как этот процесс происходил. Мы дождемся официального ответа от властей страны, с которой у нас союзнические отношения, по сути, а после этого уже будем принимать решения. А вот уже эти решения, в зависимости от ответа, могут быть разными - симметричными или ассиметричными, посмотрим, как пойдет дело", - сказал Президент РФ.
Дипотношения охлаждались и из-за меньшего - но это происходило когда страны и так не слишком дружелюбно поглядывали друг на друга. Но Таджикистан – страна - российский партнер во всех возможных организациях, от СНГ до ОДКБ. И экономически зависимый от нас настолько, что даже намек на некие санкции должен вызвать панику если не у бизнесменов, то у гастарбайтеров точно. В России работает почти 2 миллиона таджиков. В год на родину они переводят от 2 до 6 миллиардов долларов. Последняя цифра вдвое выше бюджета Таджикистана.
Уже предлагается ввести визовый режим и сделать его максимально жестким. Но достаться может и российской дипломатии. За промедление. В Таджикистане замедленную реакцию нашего посольства комментируют с явным удовольствием. Мол, чего теперь-то так реагировать, когда молчали почти все время, что шел многомесячный процесс над летчиками.
"Где были МИД и посольство России, начиная с марта месяца, когда летчики были арестованы в Таджикистане, и до середины октября, когда начался процесс над летчиками? Они проснулись буквально после того, как СМИ сообщили в конце октября об этом факте", - недоумевает директор Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Сухроб Шарипов.
В российском МИД ответили: задача дипломатов не устраивать скандал с яркими заявлениями, а вызволять сограждан, чем занимались и продолжают заниматься.
Так уж получилось, что это проблема не двух, а трех государств. Второй осужденный пилот - гражданин Эстонии. Мама Алексея Руденко под Тарту в своей квартирке не отходит от телеэкрана и молится на своих дипломатов.
"Мне уже 78 лет, и еще 8,5 лет я не проживу, я не увижу своего сына, я боюсь этого, поэтому вся надежда на МИД Эстонии, в котором я уверена, - говорит мать летчика Лийви Руденко. – Правда, сейчас им придется действовать против государственного аппарата Таджикистана, но я думаю, что найдутся и в Таджикистане разумные люди".
Эксперты в недоумении: зачем Таджикистану такая сомнительная демонстрация силы с угрозой в ответ получить чувствительные санкции? Версии - от масштабного заговора с Западом с целью выдавить Россию из региона до коммерческой – самолеты уж больно хорошие, пригодятся. Или самая простая – ошиблись.
"Я считаю, что то, что совершилось у нас, это политическая ошибка, - говорит бывший муфтий Таджикистана Ходжи Акбар Тураджонзода. – Кто ее совершил, просчитался очень сильно, он не думал о наших отношениях с Россией, не думал о наших миллионах граждан, которые живут и работают в России, и кормят нашу страну".
Сегодня судьбой летчиков, кажется, занялись все. И дипломаты, и политики. В Совете Федерации решение таджикского суда назвали "приговором, не основанным на убедительных и вообще каких-либо доказательствах".
"Считаем это решение крайне суровым и политически ангажированным, - заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. - Мы не услышали каких-либо убедительных доказательств вины подсудимых, обвинение этих фактов не представило; обвинительное заключение построено на каких-то домыслах, каких-то необоснованных предположениях; мы воспринимаем это как нарушение таджикской стороной международных норм".
Председатель Госдумы РФ, председатель Высшего совета партии "Единая Россия" Борис Грызлов, в свою очередь, заявил: "Считаю, что совершена ошибка в Таджикистане по поводу судебного решения, касающегося летчиков, в том числе российского гражданина, и этот вопрос сегодня мы не обойдем, мы будем об этом говорить на заседании совета. Я дал задание уже и нашему комитету по безопасности ГД навести справки, получить дополнительную информацию".
Тюрьма за вынужденную посадку – абсурдное решение таджикского правосудия. Это ведь как если спасти в территориальных водах терпящих бедствие, а после осудить за нарушение визового режима.
Министр иностранных дел России обсудил ситуацию с летчиками российской авиакомпании в телефонном разговоре со своим таджикским коллегой. Сергей Лавров выразил возмущение приговором суда, назвав его необоснованным. Министр подчеркнул: Москва настаивает на пересмотре решения суда и возвращении российского гражданина на Родину.
Глава МИД особо отметил: вопрос о судьбе летчиков должен быть решен без каких-либо искусственных увязок. Кроме того, Сергей Лавров обратил внимание представителя Таджикистана, что Душанбе нарушил международные обязательства и консульскую конвенцию, не сообщив в установленном порядке об аресте российского гражданина.