Россия наращивает экономическое сотрудничество с Китаем — итоги визита премьера Путина в Поднебесную
Главным событием в экономической политике России стала поездка премьера Владимира Путина в Китай, в ходе которой были достигнуты важные для нашей страны соглашения по энергетике и договоренности о сотрудничестве в вопросах самых перспективных направлений: освоении космоса, телекоммуникациям, авиационной промышленности, АПК и военно-техническому сотрудничеству. Вообще опыт сотрудничества России с Китаем уникален, он имеет длинную историю, но никогда еще товарооборот между двумя странами не рос такими темпами.
Гостеприимству Пекина не было предела. Россия, довольно долго связывала идею перевооружения своей промышленности в основном с Евросоюзом и США. Поднебесную это расстраивало. И вот Москва, наконец, решила исправить недочет. Но прежде, чем говорить о приятном, довольно выгодной для сторон совместной программе модернизации, пришлось решить один щепетильный вопрос. Китайцы серьезно задолжали нам за нефтяные поставки. Из-за чего Москва даже подумывала разорвать контракт и обратится в международный суд. Но тон премьеров, не оставлял сомнений в том, что вопрос решится.
"Тот , кто продает, хочет продать подороже, тот, кто покупает, хочет купить подешевле и лучшего качества. Но нам с вами всегда удавалось достичь компромисса", - сказал Владимир Путин.
И по нефти договорились. Для этого заместитель премьера Игорь Сечин приехал в Пекин заранее.
"Все вопросы всех обеих сторон сняты. Контракт продолжает действовать. Поставка будет осуществляться в рамках подписанных в документов", - доложил Игорь Сечин.
Не договариваться уже попросту невыгодно. Масштабы обязывают. Россия строит в Китае атомные электростанции. 1 января этого года, заработал нефтепровод Сковородино-Дацин. Еще одна ветка строится к нефтеналивному порту Козьмино. Оттуда восточносибирская нефть будет экспортироваться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Стоимость проекта - 25 миллиардов долларов. Его профинансировал Китай. Это лишь энергетика. И перечислено далеко не все. Взаимопроникновение технологий и капиталов у нас столь заметно, что это уже само по себе подталкивает политиков договариваться. Вот пример: Уральский турбинный завод существует 73 года, из них 68 поставляет турбины и в Китай. Недавно подумали, посчитали и решили углублять сотрудничество.
"На 2012-2013 годы у нас в целом программа производства выросла примерно в три раза по отношению с последними годами, которые были по объемам производства. В связи с этим нам потребовались надежные поставщики. И мы их нашли на китайской стороне", - сказал первый заместитель генерального директора Уральского турбинного завода Денис Чичигин.
Такие решений на уровне производств в России и Китае принимается все больше. Именно в этом причины стремительного роста взаимного товарооборота, о котором с удовольствием говорили примеры.
"Мы сумели преодолеть негативные последствия мирового финансового кризиса и считаем, есть все основания полагать, что к концу года мы сможем довести товарооборот до 70 млрд долларов - это новый исторический рекорд", - заявил Вень Цзябао.
Владимир Путин напомнил, что в докризисный, 2008-й год пик был менее 56 миллиардов долларов оборот. "А в этом году мы выйдем определенно, как минимум, на 70 миллиардов, а может быть, даже больше, к 80-ти приблизительно. Но в любом случае существенно превысим докризисный уровень. Убежден, что у нас есть все для того, чтобы к 2015 году достичь уровня, как минимум, 100 миллиардов, а к 2020-му 200 миллиардов долларов оборота", - считает Владимир Путин.
Подписанный в Пекине документ о совместной модернизации вполне может увеличить эти цифры, в любой сфере, какую не возьми. В таких высокотехнологичных сферах, как авиатехника, ядерная энергетика, вооружения и космос нам действительно есть чем поделится с китайскими партнерами. А вот быстро модернизировать наш пассажирский флот без посторонней помощи, к сожалению, вряд ли сможем - отстали сильно.
В 2005 году в благовещенском порту решили обновить парк теплоходов. Проект и чертежи, все наше. А вот судостроителей выбрали китайских. 6 новеньких кораблей уже стоят у пристани. У наших корабелов почему-то так не получается.
"Каждое судно самое длительное время строилось 8 месяцев с начала закладки, до его получения в России. Если бы мы его строили в Российской Федерации, это не менее 2-2,5 лет при идеальном раскладе. Раньше не получается", - сказал гендиректор пассажирского порта "Амурассо" Владимир Сушков.
По признанию монтажника Сергея Петрова немецкое оборудование намного лучше, чем китайское. Он - один из немногих российских специалистов на строительстве цементного завода под Рязанью. К 2012 году китайская компания обязалась сдать завод под ключ, как конструктор. Больше 500 строителей, проект, оборудование - все из Поднебесной. За 5 лет в Китае таких конструкторов собрано около 800, и все работают. Появление такого завода даст Михайловскому району рязанской области больше 500 рабочих мест.
"Это первый наш завод в России. Но, конечно, это только начало. В ближайшее время мы построим еще два", - говорит заместитель директора компании-подрядчика Ян Сянг Ху.
Таких сравнительно небольших совместных проектов в России и Китае тысячи. Учитывая планы перевооружения российских предприятий, такой партнер нам будет очень кстати. Китай называют всемирной фабрикой за дешевую рабочую силу. Но он накопил и полезный опыт быстрого доведения инноваций до массового производства, чем мы пока похвастаться не можем. Оборудование "made in China" не считают зазорным покупать те же американцы. В рамках подписанной программы сотрудничества планируется совместное внедрение новейших российских разработок. Финансировать все это будет специально созданный инвестиционный фонд.
"При развитии высокотехнологичных сфер производства, конечно, Китай будет одним из наших партнеров, и надеемся, тоже будет хорошим рынком для реализации наших достижений, достижений в области таких перспективных отраслей, как нанотехнологии, биология, медицина, медтехника и так далее и тому подобное", - сказал Владимир Путин. Он отметил, что Россия остается абсолютным лидером в пуске ракет в коммерческих целях, а это что ни наесть одна из самых высокотехнологичных сфер производства. "Если мы будем это трансформировать в наши совместные программы по освоению космоса, то, безусловно, уровень технологический и Китая и России будет только повышаться", - отметил российский премьер.
И еще немого о перспективах. На подходе крупнейший за последнее время газовый проект - строительство газопровода из России в Китай. Пока стороны спорят о цене газа. Мы предлагаем среднеевропейскую, китайцы требуют преференций. Переговоры идут непросто, но игра стоит свеч. Объемы газа, который Россия намерена продавать Китаю, вполне сопоставимы с тем, что она сейчас поставляет в страны Евросоюза.
Конечно, договариваться с китайцами непросто. Как известно, торговаться они умеют и делают это с нескрываемым удовольствием. Но этот визит показал, что и мы "не лыком шиты" - договариваемся. Внушительные совместные проекты тому лучшее подтверждение. Ведь и мы и китайцы прекрасно понимаем, что, опираясь на сильные стороны друг друга, можно не только противостоять последствиям кризиса, но и совместно модернизировать свои экономики.