Северный морской путь станет крупной международной артерией
Уникальные возможности Арктики для развития энергетики и транспорта, а также меры по охране природы этого региона обсудили на Международном форуме в Архангельске. О крупных проектах во всех этих сферах 22 сентября говорил Владимир Путин.
Морская ледостойкая стационарная платформа "Приразломное". Именно с момента ее запуска в эксплуатацию начнется принципиально новый этап в освоении Арктики. Первая добычная скважина будет пробурена до конца 2011 года, всего таких скважин планируется сделать 40, и тогда с богатого ресурсами арктического шельфа пойдет первая нефть. Об этом при помощи видеосвязи рассказали участникам международного форума "Арктика - территория диалога".
Вопросы экологии стоят главе угла всех экономических проектов в Арктике. Владимир Путин несколько раз во время своего выступления на форуме возвращался к этой теме.
"Все наши планы будут реализованы с учетом самых строгих экологических стандартов. Бережное цивилизованное отношение к природе это обязательное условие всех программ развития. Бурная хозяйственная деятельность в Арктике принесет пользу только в том случае если между интересами экономики и задачей сбережения природы будет обеспечен разумный грамотный баланс", - заявил глава правительства России.
Масштабные международные проекты по разработке арктических месторождений нефти и газа Россия начинает с генеральной уборки!
"В числе первых проектов - очистка Земли Франца Иосифа от скопившихся бочек с нефтепродуктами. На эти земли из федерального бюджета до 2015 года мы выделяем 2,3 миллиарда рублей. Аналогичные работы ожидают и остров Врангеля, российские поселки на Шпицбергене", - сообщил Владимир Путин.
Глобальное потепление меняет многое - в арктических регионах, по данным ученых, эти процессы сильнее в два раза чем в других частях света. Президент Исландии, участник форума, особо подчеркнул: это сможет изменить мировые торговые пути.
"Таяние арктических льдов, можно сказать, словно сближает Европу, Азию и Америку. Это выглядит парадоксальным обстоятельством, но это и новые возможности! Мы должны быть готовы к тому, что таяние продолжится, и мы должны вместе договориться о сокращении выбросов; сохранить Арктику для детей - это наша обязанность", - заявил Олавур Рагнар Гримссон.
Россия - крупнейшая арктическая страна. И уже поэтому на ней - особенная ответственность, заметил российский премьер-министр. До 2015 года 10 аварийно-спасательных комплексов, предназначенных для мониторинга и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, появятся арктической зоне России.
А для обеспечения надежного торгового пути через северные моря будут построены три универсальных атомных ледокола и шесть дизель-электрических, всего же к 2020 году у России будет 16 линейных ледоколов.
"Через Арктику лежит кратчайший путь между крупнейшими рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Этот путь практически на треть короче традиционного южного маршрута. Это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы. Поэтому государство частные кампании которые выберут арктические перевозки вне всякого сомнения получат весомые экономические преимущества и дивиденды", - сказал Владимир Путин.
Амбициозные планы по созданию в Арктике туристических, природоохранных зон Владимир Путин обсудил и на двусторонней встрече с правящим князем Монако Альбертом II. Еще его прапрадед путешествовал по Арктике и, видимо, передал любовь к ней по наследству, вместе с княжеским титулом. Альберт II полагает, что делать инвестиции в полярные регионы захотят многие европейские бизнесмены.
С президентом Исландии Владимир Путин говорил о двустороннем экономическом сотрудничестве, которое, в контексте реализации крупных проектов набирает обороты.
В кулуарах форума долго обсуждали одну деталь, которая лишний раз подчеркнула интерес к проектам - одна азиатская страна, оказывается, намерена снарядить нафаршированный современными микрочипами айсберг, который должен проделать путь по морю от Исландии примерно к Китаю. Этот "умный" айсберг, очевидно, приобретет статус "научно-исследовательского". Заблудиться ему в Арктике, уверены полярники, не дадут. Шутки-шутками, а операцию в стиле "спасение нерядового айсберга" уже сейчас провести вполне реально. И то ли еще будет!