Европейская система ПРО не должна быть направлена против России
По итогам заседания Совета Россия-НАТО на уровне министров обороны глава российского ведомства Анатолий Сердюков сделал заявление, в котором отметил, что европейская система ПРО не должна быть направлена против России, и это необходимо зафиксировать юридически. В таком формате встреча проходила впервые с августа 2008 года.
Сотрудничество России и НАТО, как отмечают в Брюсселе, сейчас находится на историческом подъеме. Впервые проводятся совместные военные учения. Уже больше года через территорию России идет транзит натовских грузов в Афганистан. И все же существуют вопросы чувствительные, как для России, так и для Североатлантического альянса. Один из них - это взаимодействие по ПРО.
Именно эта тема стала центральной на переговорах министров обороны России и стран НАТО. Стоит отметить, что в таком формате встреча проходила впервые с августа 2008 года. Прорыва не произошло - стороны остались при своем, как подчеркнул Анатолий Сердюков, это не проблема взаимного доверия, доверие между Россией и НАТО есть - нет результатов.
"Ощущение складывается, что нас не слышат. Работа должна быть продолжена, другого пути у нас просто нет, иначе мы опять вернемся к старым временам, когда мы будем развивать достаточно серьёзную гонку вооружений", - сказал Сердюков после завершения переговоров.
Еще в ноябре прошлого года на саммите в Лиссабоне Россия предложила создать общую секторальную систему Противоракетной обороны, в которой российские силы могли бы обеспечивать безопасность не только своей территории, но и части Восточной Европы. В Брюсселе считают такое решение вопроса неприемлемым и настаивают на развертывании двух отдельных систем ПРО- чтобы у стран НАТО была своя, а у России - своя. При этом юридических гарантий, что ПРО альянса не будет направлена против России в НАТО не дают.
"Нас это не устраивает, это никоем образом не устраняет наши озабоченности, мы понимаем, что к 2020 году мы получим противоракетную оборону, которая практически нивелирует наши силы ядерного сдерживания. Этого мы допустить не сможем, соответственно мы будем предпринимать какие-то меры, чтобы преодолеть эту противоракетную оборону и сохранить тот ядерный баланс, который сегодня существует", - заявил министр обороны РФ.
Планы по ПРО обсуждались и на встрече Анатолия Сердюкова с министром обороны США Робертом Гейтсом. Американцы - инициаторы развертывания ПРО в Европе, и их позиция по этому вопросу является определяющей в НАТО. По словам российского министра, США заключают двусторонние соглашения с отдельными странами без учета российских озабоченностей.
Совсем недавно с Румынией они договорились о размещении американских ракет на базе Девесалу. Российско-американские переговоры, по признанию Анатолия Сердюкова, далеко не продвинулись, архитектура построения ПРО не определена, но, несмотря на разногласия, совместная работа все же ведется.
К тому же призывает и Генсек альянса Андерс Фог Расмуссен: "Мы ясно заявили, что не готовы принять секторальный подход. НАТО несет ответственность за защиту территории стран-членов альянса. Об этом говорится в 5-й статье Североатлантического договора. У России своя позиция и свой интерес, у нас также есть своя позиция и свой интерес. И теперь политики должны построить мосты. Время для этого еще есть".
Пока же российские специалисты совместно с коллегами из Североатлантического альянса договорились только о терминах. Недавно был завершен многолетний труд над специальным словарем, в который вошли более 10 тысяч определений. Это основа общего языка будущих переговоров, к которому стремятся Россия и НАТО.