Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
30 марта 2011, 15:12

В Брюсселе проходит «круглый стол» по вопросам сотрудничества России и НАТО

Главная тема заседания — противоракетная оборона. Наша страна предлагает создать не две отдельные, а одну, взаимодополняющую систему ПРО. В дискуссии на эту тему принимают участие представители России и НАТО, а также дипломаты, журналисты и другие эксперты.

А во времена "холодной войны", когда о подобных переговорах не могло быть и речи, советские ученые создали уникальный поезд. Он мог запускать межконтинентальные баллистические ракеты и был неуязвим для противника. Имя конструктора Алексея Уткина хранилось в секрете почти полвека.

БЖРК — боевой железнодорожный ракетный комплекс — реальное доказательство того, что для таких ученых, как Уткины, неразрешимых задач не бывает. Например, ядерная ракета была гораздо длиннее рефрижераторного вагона. Сопла пришлось спрятать внутрь двигателя, а обтекатель получился складным. На недавно рассекреченных кадрах видно — при запуске он раскрывается, как зонтик. Но самое удивительное — устойчивость вагона. Уже через пять минут после запуска состав отправлялся в путь. А ведь пламя из сопла ракеты должно было бы сжечь весь поезд, а рельсы и насыпь разметать в стороны.

В Музее железнодорожной техники ракету поставили в вертикальное положение, для наглядности. И закрепили стальными растяжками. Когда это увидели конструкторы БЖРК, долго смеялись. Комплекс устроен так, что ракета не упадет не только от ураганного ветра, но и от ударной волны ядерного взрыва!

К 1991 году по железным дорогам страны ходили 12 поездов. Каждый нес по 3 ракеты с 10 боеголовкам. Ни один спутник, никакая наземная аппаратура так и не смогли отследить их перемещения. Космодром на колесах, или "Скальпель", как назвали БЖРК американцы за точность и неуязвимость, прослужил чуть больше 10 лет. По Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений, "Скальпель" пустили под нож. Алексей Федорович совершенно не жалеет об уничтоженном детище. "А что жалеть? Удалось создать технику, которая позволила жить мирно нашей стране многие годы и по сей день", - говорит ученый.

В рабочем кабинете Алексей Уткин хранит реликвию — часть обшивки последнего БЖРК. И мечтает вручить медали каждому, кто принял участие в его создании. Сколько их — не знает никто: над проектом работали полторы сотни предприятий 30 министерств и ведомств СССР.

Читайте также: