Проблемы Дальнего Востока готова решать самая большая парламентская партия страны
Главным событием в политической жизни внутри России стала 4-я конференция "Единой России", прошедшая в Хабаровске, в Дальневосточном федеральном округе. Перед собравшимися выступил и ответил на вопросы лидер партии Владимир Путин.
Поезд прибывает в Москву на Ярославский вокзал по четным дням в 11:03. Здесь его называют "особый". Ведь это поезд Хабаровск-Москва. Только проехав на нем, лучше всего можно понять, какой он – Дальний Восток.
Наталья Булыгина, пассажир: "Из Хабаровска мы выехали 6-го числа. И 12-го мы приехали в Москву".
Поезд из Хабаровска отправился в Москву как раз в тот день, когда именно в этом городе состоялась региональная конференция партии "Единая Россия" с участием председателя правительства Владимира Путина, на которой обсуждались проблемы развития региона. И в этом зале тема – как сделать так, чтобы Дальний Восток не казался таким далеким – была одной из основных.
Олег Мисевра, президент угольной компании, Сахалин: "Сегодня есть нехватка специалистов. Сегодня мы привозим из России, но хотим уйти от этой практики, потому что для нас это дорого".
Владимир Путин: "Что говорите такое? Из какой России? А мы где с вами находимся? Не в России что ли?"
Олег Мисевра: "Потому что Сахалин – остров. Мы везем с материка. Есть такое выражение".
На самом деле так говорят не только на Сахалине. И во многом - из-за отдаленности региона. Ведь расстояние в 9 тысяч километров от Южно-Сахалинска до Москвы выглядит пугающе. Но на самолете этот путь преодолевается за 8 часов. Правда, цена в 20 тысяч рублей за полет в одну сторону с пассажира никак не может способствовать сближению. Тогда государство в 2009 году запустило программу субсидий на авиаперелеты в центральную часть России.
Владимир Путин: "Билеты для молодежи и пенсионеров стали стоить вдвое дешевле. За два года этой льготой воспользовалось полмиллиона пассажиров. Полмиллиона! Граждане часто спрашивают: сохранятся ли такие возможности в будущем? Могу определенно сказать: да, сохранятся обязательно. Мы намерены развивать эту программу. В 2011 году расходы на нее составят 2,5 миллиарда рублей".
Такое решение проблемы, по признанию самого Владимира Путина, имело "исключительный" характер. Как и повышение пошлин на ввоз подержанных иномарок, на что Дальний Восток отреагировал болезненнее всего.
Но во многом именно эта мера позволила спасти отечественный автопром. И по итогам этого года собственное производство легковых автомобилей вернулось на докризисный уровень.
Владимир Путин: "Ну, не было выбора никакого! Или обеспечить завоз старой техники, или убить свой автопром и выбросить на улицу миллионы людей, оставить их без заработной платы. Я хочу, чтобы это было понятно всем. Закрывая ввоз поддержанных иномарок, мы обещали дальневосточникам альтернативу, создание собственного автопроизводства в Приморском крае. Завод компании"Соллерс" во Владивостоке в этом году сможет выпустить более 13 тысяч автомобилей, в следующем уже 25 тысяч. Пока это достаточно скромно, но это первые шаги. Вы знаете, если мы не будем этих первых шагов делать, у нас никогда ни фига не будет, все будем закупать только там".
В конце лета на Дальнем Востоке было закончено строительство трассы Чита-Хабаровск. И какой получилась эта дорога – Владимир Путин проверил лично, проехав весь путь за рулем желтой "Лады Калины".
Дороги, а вернее их отсутствие, это еще одна дальневосточная беда. Поэтому некоторые дорожные проекты, как, например, строительство подъездов к населенным пунктам от трассы Амур, вошли в дальневосточную программу развития региона, представленную на конференции "Единой России". Эту программу составили из 21 предложения, среди которых проектов, связанных со строительством жилья, оказалось больше всего.
Семья капитана 3-го ранга Евгения Журавлева – первый раз в своей новой трехкомнатной квартире. Впечатления от увиденного – самые лучшие. Впрочем, других быть и не может после 15 лет жизни в съемных комнатах.
Евгений Журавлев, капитан: "Квартира шикарная, просторная, хорошая и теплая".
Микрорайон для военных "Снеговая падь" еще только строится. В будущем здесь появится 44 дома. А еще 5 детских садов и 4 школы. И по признанию Евгения Журавлева, после начала реализации этого проекта многие его сослуживцы решили не покидать Дальний восток. И в этом – главная идея проекта.
Большая стройка ждет и столицу БАМа – город Тынду. В бараках пятидесятилетней постройки живет половина населения. В течение следующих 3 лет их снесут, а людей переселят в новые дома.
Во время обсуждения представленных проектов Владимиру Путину задавали много вопросов на разные темы. Но самой обсуждаемой оказалась дискуссия по проблемам коренных малочисленных народов.
Запасти рыбу для этой зимы жители приморского поселка Рощино не смогли. Дело в том, что для удэгейцев, которые здесь живут, существуют особые квоты на вылов рыбы как для представителей коренных малочисленных народов в размере 50 килограммов на человека. По закону, для ловли рыбы им даже документы не нужны. А в реальной жизни оказалось, что нужны. Но и они не действуют.
Надежда Селюк, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Приморского края: "Показали документы на вылов рыбы. Написано: "кета амурская". Рыбинспектор очень внимательный. Говорит: "А у нас нет амурской кеты". Езжайте во Владивосток, это 650 километров, и переправляйте документы. Приехали, исправили, поехали опять в Ольгу. И все равно не дали рыбу ловить".
Андрей Крайний, руководитель Федерального агентства по рыболовству: "Они имеют право ловить абсолютно спокойно, свободно и без ограничений".
Надежда Селюк: "Обман".
Владимир Путин: "Обман?"
Надежда Селюк: "Обман".
Андрей Крайний: "Вы знаете, это написано в законе, Владимир Владимирович, поэтому что значит - обман? Им даже разрешений не надо выписывать".
Татьяна Романова, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Камчатского края: "Не надо здесь Крайнему лукавить. Она правильно говорит: разрешение надо. Выиграл участок, там и лови - есть там рыба, нет рыбы".
Владимир Путин: "На самом деле это уже не смешно, честно говоря. Просто меня это задевает даже, как будто меня лично касается. Что происходит? Это на самом деле серьезный вопрос. Вот это и есть административные барьеры, которыми пользуются недобросовестные люди. И не дают нормально работать".
Андрей Крайний: "Мы разберемся".
Региональная конференция "Единой России", благодаря таким обсуждениям, больше была похожа на выездное заседание правительства, только в расширенном составе. Ведь ответ здесь можно было получить не только от министров.
Например, Светлана Черкасова по образованию юрист, а работает в детском саду. Потому что по-другому устроить в садик свою дочь Софью у нее не получилось. Детских садов в ее родном Хабаровске не хватает. Приехав на конференцию, она спрашивала о том, когда будет решена эта проблема.
Вячеслав Шпорт, губернатор Хабаровского края: "Потребность в детских садах в крае около 6 тысяч. Это примерно 15-16 детских садов нужно построить".
Владимир Путин: "Как вы думаете, сколько времени потребуется для того, чтобы снизить остроту проблемы?"
Вячеслав Шпорт: "Чтобы снизить остроту проблемы, надо года 3".
Эта конференция в Хабаровске уже четвертая по счету. В 2010 году были рассмотрены проблемы Сибири, Поволжья и Северного Кавказа. Большинство из отобранных на этих конференциях проектов еще только начинают реализовывать, но есть и такие, на чьем примере уже сейчас можно увидеть, к чему приводит такая работа.
Новосибирский аэропорт "Толмачево" за 50 лет существования устарел и морально и физически. Благодаря программе по развитию Сибирского региона, аэропорт был полностью перестроен. Здесь также была построена вторая взлетная полоса, что вдвое увеличило пропускную способность. Сейчас это один самых современных авиационных терминалов в Сибири. Такие же появятся на Дальнем Востоке. Это тоже часть программы по развитию региона. Главная задача плана преобразований – чтобы он действительно касался каждого. И в его реализации, по мнению лидера партии Владимира Путина, "единороссы" должны принимать активное участие.
Владимир Путин: "Мы с вами не для выборов работаем. Если всегда будем думать только о том, как реализовать себя перед выборами, в конечном итоге результат будет отрицательным. Нужно думать о конечном результате, о людях нужно думать. Поэтому считаю правильным, чтобы наиболее авторитетные, известные парламентарии из фракции "Единой России" в Государственной думе взяли на себя дополнительную нагрузку, и помимо своих непосредственных территорий, вплотную занимались бы вопросами развития всего Дальнего Востока, помогали бы конкретными делами дальневосточным регионам. Думаю, партии пойдет это только на пользу, если наши представители в парламенте будут больше работать на местах".
Такая работа на местах продолжится и после конференции "Единой России" в Хабаровске. Ведь вслед за Дальним Востоком программы развития будут обсуждаться еще в четырех регионах страны.