Саммит АТЭС и отдельная встреча лидеров России и Японии в Йокогаме
Россия предложила Японии уделить больше внимания экономическому сотрудничеству, а не территориальным вопросам. Тема Курильских островов поднималась 13 ноября в Йокогаме, где проходил саммит АТЭС. Одним из главных достижений форума стало подписание договора о реализации крупного проекта, в котором примут участие Россия, Япония и Китай.
Начало первого заседания саммита АТЭС в Йокогаме было не совсем обычным. Японский премьер рассказывал гостям, что сидеть они будут не за традиционным круглым столом, а вокруг виртуального пруда, в котором плавали нарисованные карпы. Гости разглядывали чудо японской техники, а Наото Кан терпеливо объяснял, что рыбы в этом пруду реагируют на звук и "подплывают" к тому его краю, где он громче.
Кто выступал громче всех – к сожалению, неизвестно. Большая часть четырехчасового заседания АТЭС прошла за закрытыми дверями. Позже, уже от членов нашей делегации, стало известно, что в Йокогаме был, по сути, продолжен разговор, начатый в Сеуле, на саммите "Большой двадцатки": последствия мирового финансового кризиса, совместная борьба с терроризмом, продовольственная, энергетическая безопасность.
Одна из встреч в рамках саммита привлекала особое внимание. Это была первая встреча Дмитрия Медведев с Наото Каном, после того как российский Президент 1 ноября побывал на острове Кунашир Курильской гряды. В Японии на эту поездку отреагировали, как писала местная пресса, "болезненно". В Токио из Москвы для консультаций на несколько дней был вызван японский посол. Но после рукопожатия в Йокогаме, при журналистах, о Курильских островах Кан и Медведев не сказали ни слова.
Наото Кан: "Хотел бы развивать дружественные отношения между Россией и Японией на доверительной основе, как между двумя партнерами. Надеюсь, сегодняшняя встреча послужит началом для ведения полномасштабного диалога с вами на основе взаимного доверия".
Дмитрий Медведев: "Рассчитываю, что в ходе этих переговоров и других контактов мы заложим основу для укрепления доверительного диалога между нашими государствами".
Уже после встречи министр иностранных дел России сказал, что Курильский вопрос японская делегация все-таки поднимала.
Сергей Лавров, министр иностранных дел России в кадре: "Поскольку Кан выразил сожаление по поводу посещения Дмитрием Анатольевичем Медведевым, Президентом Российской Федерации, острова Кунашир, наши оценки этой ситуации: Президент сам принимает решение какой регион России посещать. Это наша территория, и так будет и впредь. Президент сказал, что от эмоциональных заявлений и дипломатических жестов лучше отказываться, потому что они совсем не помогают делу, а наоборот, и он также предложил поменять подход к рассмотрению проблемы мирного договора и поставить вперед экономику".
По словам Лаврова, Дмитрий Медведев пригласил Наото Кана посетить любой регион России, в том числе и Дальний Восток. В свою очередь, японский премьер согласился с тем, что экономику, как выразился Лавров, "нужно приподнимать". После этого стороны направились на совместное заседание лидеров АТЭС и консультативного Делового совета, состоящего из представителей бизнеса, работающих в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Если же говорить о конкретных российско-японских проектах, то сегодня был подписан контракт на миллиард долларов о строительстве химического завода в Татарстане, причем это совместный проект России, Японии и Китая. И здесь экономика оказалась важнее политики – ведь в последнее время отношения между Токио и Пекином обострились из-за спорных островов в восточно-китайском море.
Отчасти и из-за этого конфликта впервые за многие годы проведения саммитов АТЭС была нарушена одна из традиций: на обязательное совместное фотографирование лидеры переодевались в национальные костюмы принимающей стороны. В Японии предполагалось, что все будут в кимоно, но на фотографирование вышли без них. По одной из версий, отказался надевать кимоно китайский лидер, посчитав это неэтичным в сложившейся политической ситуации.
Зато на людей, танцующих в кимоно, все лидеры АТЭС смотрели с удовольствием. Наото Кан пригласил всех своих коллег в театр Кабуки. Считается, что в традиционном японском театре Кабуки все роли исполняют мужчины. Но это не всегда было так. В XVII веке на сцене играли только женщины. Причем играли так, что в целях сохранения общественной нравственности, властям пришлось запрещать подобные выступления. Вот тогда-то и появились мужчины-актеры. Сейчас театр Кабуки – в числе шедевров культурного наследия ЮНЕСКО, и посещение театра входит в обязательную программу всех встреч высоких гостей в Японии.