Россия потеряла одного из самых ярких политиков — ушёл из жизни Виктор Черномырдин
Ушел из жизни Виктор Черномырдин, ему было 72 года, в последнее время он тяжело болел. Человек, который занимал второй пост в государстве в трудные годы новейшей истории. Советский министр, один из основателей "Газпрома", затем и премьер - свою биографию он начинал простым рабочим и был поистине народным политиком.
Крестьянский сын, он прошел путь от слесаря до премьер-министра. Из приземистой избы в оренбуржском селе судьба вела Виктора Черномырдина коридорами власти к самым ее вершинам. "В харизме надо родиться..." - лишь одна из его крылатых фраз. В харизме, в человеческом обаянии, в умении с достоинством отвечать на вызовы судьбы весь Черномырдин. Один из самых ярких политиков новой России. Перед тем, как стать премьером, он успел поработать в ЦК КПСС, министром нефтяной и газовой промышленности в еще союзном правительстве Николая Рыжкова и создать компанию "Газпром".
1992 год. Ясно, что Съезд народных депутатов отправит в отставку Егора Гайдара. Борис Ельцин предлагает на пост премьера компромиссную фигуру, мало кому известного тогда зама Гайдара по топливу и энергетике.
Виктор Черномырдин (2008 год): "Даже когда в день назначения я ехал на работу, я абсолютно не знал. И не собирался, и не думал, если вы помните, это было на съезде. Я и на съезд-то не пошел. Меня и на съезде не было. Потом уже, когда страсти там разгорелись, тогда уже, во второй половине дня президент Борис Николаевич позвонил, и говорит: "Виктор Степанович, надо быть на съезде".
Виктор Черномырдин (14 декабря 1992 года): "Я представляю то время, в котором мы с вами живем и время, которое мы преживаем. Я за то правительство, которое выведет Россию из прорыва. Я за реформы, за углубление реформы, но без глубокого обнищания нашего народа"
Виктор Черномырдин (2008 год): "На мою долю выпало тяжелое время. Но не мы выбираем время, а время нас выбирает. Если не я бы, кто-то другой был бы на моем месте. Это было самое трудное, самое ответственное, когда решалась по сути дела судьба страны".
Октябрь 1993. Страна на грани гражданской войны. В том, что эту черту не переступили, и его заслуга. В жестком конфликте между президентом и Верховным Советом позиция премьера становилась ключевой. Черномырдин свой выбор сделал без колебаний. До конца жизни он помнил и переживал те дни.
Виктор Черномырдин (2008 год): "Были на грани - быть или не быть. Тогда все могло пойти по-всякому".
Черномырдин никогда не боялся брать ответственность на себя. Июнь 1995 года. Чеченские террористы захватили Буденновск. Борис Ельцин тогда был с визитом в Канаде. Именно Черномырдину пришлось на глазах у всей страны вести переговоры с бандитами, чтобы спасти жизни заложников.
Виктор Черномырдин (1995 год): "Я вам условие ставлю: сейчас, немедленно освободить всех заложников!"
Он руководил правительством 6 лет. Рекорд для постсоветской России. И за время его премьерства уровень жизни, обвалившийся в 1991 году, заметно вырос. После дефолта 1998 года, когда он уже не был премьером, о Черномырдине вновь вспомнили. Но с его кандидатурой на пост главы правительства не согласилась Дума. Черномырдин воспринял это спокойно, с достоинством. Его политический авторитет оставался столь серьезным, что невостребованность бывшему премьеру не грозила. Во время агрессии НАТО против Югославии он - главный российский переговорщик. Прилетел в горящий Белград и помог остановить кровопролитие. За миротворческие усилия на Балканах Черномырдина выдвинули на Нобелевскую Премию мира. Затем работа послом на Украине. Не карьерный дипломат, но многое успел сделать, чтобы братские народы не забыли об общих корнях.
Виктор Черномырдин (2008 год): "Предложил президент, я согласился. Притом сразу согласился. Тем более это Украина. В другую б страну я не поехал. Мне это не нужно. Я понимал, что я и нужен для того, чтобы вот именно отношения с Украиной".
Почти все, кто работал с Черномырдиным, говорили о нем: "надежный". Сам он отвечал: я так привык, и на заводе, что машинистом, что директором, и в армии, механиком самолетов, и когда "Газпром" создавал, чтобы единую энергосистему не распилили на куски, и когда на время операции на сердце президента отвечал за ядерную кнопку.
В апреле 2008 года он отметил 70-летие. К юбилею вышла книга. Интервью, фотографии и знаменитые черномырдинские афоризмы. Они давно разошлись на цитаты. "Хотели как лучше, а получилось, как всегда" - фраза стала пословицей. Его выступления были экзаменом для переводчиков и праздником для журналистов.
"Кому это нужно? Кто в этом? У кого руки чешутся? У кого чешутся, чешите в другом месте", "Всё имели? Вы все имели? Встаньте, кто все имел", "Экономике нужен кислород. Как раз наоборот. Это не кислород. Один раз дыхнёшь, а потом только останется дрыгнуть ногами". "Мы никуда не вступаем, нам нельзя вступать, мы как вступать начнём, так обязательно на что-нибудь наступим", "Меня всю жизнь хотят задвинуть, всё пытаются задвинуть, задвигал только таких ещё нет".
Черномырдин не боялся смеяться над собой и никогда публично не высказывал обид. Чувство юмора не изменяло ему в самых сложных ситуациях. Экс-президент Украины Леонид Кучма вспоминал, как еще в ранге премьера дискутировал с Черномырдиным по приграничным вопросам.
Леонид Кучма (2008 года): "Ну и Виктор Степанович говорит: слушай, у тебя жена русская, с Урала, а у меня с Украины. Давай женами поменяемся, и все вопросы по границе закроем".
Он пережил жену Валентину Федоровну, с которой прожил полвека, всего на полгода. Политический тяжеловес, всецело занятый работой, Виктор Черномырдин ценил любую возможность побыть рядом с самыми близкими. Он привык нести ответственность не только за родных, но и за судьбу страны, и поэтому останется в памяти миллионов людей.