Руководство России последовательно занимается перевооружением армии и флота
Технику, стоящую на вооружении, необходимо обновить, и потому Министерство обороны собирается закупать у военно-промышленного комплекса только самые новые разработки, а не образцы 30-летней давности, как это было до сих пор - собственно так должна произойти модернизация вооруженных сил. Задача эта крайне сложная, и она связана с общим состоянием экономики страны.
Атомную подводную лодку "Северодвинск" торжественно выводят на открытую площадку завода. Это событие стало здесь не просто долгожданным.
Знаменитая песня "Битлз" в исполнении военного оркестра. Слова "мы все живем в желтой подводной лодке" - для многих здесь не просто фраза из хита. Тысячи рабочих и правда не один год буквально жили в лодке, хоть и не в желтой. Атомный крейсер строили 17 лет. И хотя даже по меркам военных кораблестроителей это очень долго, эксперты говорят, по своим характеристикам "Северодвинск" - один из самых современных атомоходов такого типа. Винты зачехлены неслучайно - это ноу-хау российских конструкторов, которое позволяет лодке перемещаться под водой практически бесшумно. Системы вооружений - тоже самые современные. Крейсер станет первым в серии подводных кораблей четвертого поколения. Остальные, по словам Президента Дмитрия Медведева, построят гораздо быстрее.
Дмитрий Медведев: "Россия просто обязана провести эффективную модернизацию военно-морских сил. Мы должны активнее строить самые современные корабли, делать заделы на будущее, несмотря на всякого рода текущие трудности. Мы просто обязаны этим заниматься. Верфи должны не только восстановить прежние, но и создать новые, как принято их называть, кооперационные цепочки, рационально естественно расходовать бюджетные средства и привлекать дополнительные инвестиции".
Таких заказов на российских судостроительных заводах уже давно не было. Четыре корвета и два фрегата. Еще несколько лет назад о таком разве что только мечтали. Все они войдут в состав российского военно-морского флота уже в ближайшие 1,5 года. Но и это, оказывается, только начало. Долгосрочная программа рассчитана на постройку как минимум 50 подобных кораблей.
Все построечные места заняты - на набережной заканчивают один из серийных корветов - впереди ходовые испытания. На заводе говорят, последние годы большинство заказов - в интересах Министерства обороны, и это уже становится тенденцией.
Андрей Фомичев, генеральный директор судостроительного завода: "На 90% плановость в отношении гособоронзаказа и самое главное в отношении серийного строительства кораблей на сегодня есть. И это позволяет планировать и развитие, и модернизацию мощностей, и привлечение рабочей силы, и сдачу кораблей в приемлемые для государства сроки".
Закупки военной техники для российской армии с каждым годом становятся все масштабнее.
Если в 2005-м на оборонный заказ государство потратило почти 187 миллиардов рублей, то в 2009-м - уже полтриллиона. За 5 лет расходы выросли почти втрое. Это значит - предприятия военно-промышленного комплекса загружены работой, и есть деньги на высокотехнологичные научные разработки.
В этом году на модернизацию старой и покупку новой техники в бюджете небывалая сумма - больше триллиона рублей. Но покупать будут только самое лучшее.
Владимир Путин: "Мы намерены закупать только новую, современную технику, а не системы, которые были разработаны 20 или даже 30 лет тому назад. Министерству обороны и другим государственным заказчикам программы вооружений было поручено подготовить детальное обоснование и расчеты по объемам необходимых им бюджетных расходов на 2011-й и последующие годы".
Современную технику премьер-министру показывали на этой неделе в подмосковном Жуковском. Очередной испытательный полет истребителя пятого поколения Т-50. Впервые он поднялся в воздух в январе в Комсомольске-на-Амуре. И вот в Подмосковье уже пилотаж на сверхмалой высоте. За штурвалом и тогда и сейчас - летчик-испытатель Сергей Богдан. Он говорит, возможности машины - колоссальные, но использовать все пока рано. Тут, как с ребенком - нужно терпение без лишнего напора.
Сергей Богдан, летчик-испытатель: "Сами понимаете, все-таки как бы ребенок еще маленький, 16-й полет, все-таки это есть определенный небольшой возраст".
Истребитель пятого поколения сейчас есть только у Соединенных Штатов. Ф-22 Раптор. Его взлетный вес свыше 30 тонн. Необходимая длина полосы - 915 метров. Максимальная бесфорсажная скорость - 1963 км/ч. Практическая дальность полета - 3219 км. На вооружении 20-милиметровая пушка, 8 внутренних точек подвески ракет и 4 внешних.
Взлетный вес российского Т-50 также больше 30 тонн. Для взлета достаточно полосы длинной 300-400 метров, почти втрое короче, чем для Ф-22. Максимальная бесфорсажная скорость - 2100 км/ч. Практическая дальность полета 4300 км - на треть превышает возможности американского самолета. На вооружении 30-миллиметровая пушка, 8 внутренних точек подвески ракет и 8 внешних. Тоже больше, чем у Раптора.
Владимир Путин: "Это, безусловно, будет машина, которая будет превосходить нашего основного конкурента Ф-22. И по дальности, и по маневренности, и по вооружению, по внутреннему содержанию основных агрегатов. Совершенно очевидный факт".
Пилот: "И по боевому духу!"
Владимир Путин: "Точно. Это само собой разумеется".
Еще один важный фактор - это цена. Ведь американский Ф-22 не зря называют золотым. Т-50 здесь явно вне конкуренции.
Владимир Путин: "А по цене ровно в 2,5-3 раза будет дешевле. Чем Ф-22. Это очень серьезное конкурентное преимущество. С учетом лучшего качества. А мы, безусловно, чего греха таить, будем этого лучшего качества добиваться. И на основе нашего собственного опыта, и на основе того, что мы в конкурентах видим. Потому что они вперед забрались, но это даст нам возможность перепрыгнуть определенный этап. И сразу уйти технологически на 10 лет вперед".
У российского истребителя пятого поколения впереди еще несколько тысяч испытательных полетов. В войска он поступит в 2016-м. Но уже сейчас эксперты называют его очередным прорывом авиаконструкторов.
Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий: "Это высокоинтеллектуальная система систем, которая далеко видит, далеко слышит, может нанести удар, еще не находясь в зоне поражений, будь то система ПВО или другого, это радар, который смотрит не на 180 градусов, а на 360". Двигатели для российского истребителя пятого поколения собирают в цехах НПО "Сатурн". В минувшую пятницу в этом без преувеличения городе в городе побывал Владимир Путин. Еще недавно предприятие было на грани банкротства, но с государственной поддержкой с кризисом справилось. Разработки объединения используют в самых разных сферах - от корабельных двигателей до крылатых ракет.
Эта противолокационная ракета, по словам ее создателей, вполне может стать и оружием истребителя пятого поколения. Эффективность уже проверили в реальных боевых условиях в августе 2008 года. Сейчас в подмосковном Королеве работают над увеличением дальности, какой она будет - военная тайна.
Борис Обносов, генеральный директор ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение": "Говорить конкретные цифры об оружии - это неблагодарное дело. Поэтому да, поверьте, что оружие, если оно плохое, то наши бы вооруженные силы их не стали бы закупать. Потому что мы действительно идем на этапе модернизации. И закупать старье - ну это дело прошлого".
Перспективных разработок в российской военной промышленности немало. Взять хотя бы модифицированный танк Т-90 С. Потенциальные покупатели к нему относятся с большим интересом.
Эксперты говорят, сейчас, впервые после распада Советского Союза к перевооружению армии государство относится по-настоящему серьезно. И хотя модернизация вооруженных сил обходится совсем не дешево, экономить на боеспособности страна не будет. В этом смысле бережливость может стоить действительно дорого.