Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
27 сентября 2007, 14:11

Плюсы и минусы раздельного обучения. Мнение специалиста

Дети пошли в школу, и снова с жаром вспыхнул спор о вреде и пользе раздельного обучения. Опрос, проведенный сразу в нескольких областях, показал, что у подобного метода - неисчислимая армия противников - около 90 процентов. Похожая пропорция и среди учeных. Но давайте всe-таки выслушаем тех, кто доказывают, что мальчикам и девочкам лучше постигать знания обособленно друг от друга.

Репортаж Виктора Аверина.

Вот уже 17 лет в этой казанской гимназии девочек на уроках никто не дeргает за косички и не бросает на парты романтических записок. Мальчики и девочки здесь учатся раздельно. На переменах сверстники встречаются и общаются беспрепятственно, а со звонком делятся на классы по половому признаку. Идеологи раздельного обучения убеждены, у девочек и мальчиков разные интересы, они по-разному усваивают учебный материал. Девочки, например, обучаются быстрее. Чтобы мальчики не были в роли отстающих - их нужно взять и отделить.

Ольга Баклашова, директор гимназии: "Мальчики активнее, мобильнее на уроках, лучше успеваемость. Не потому что девочки отвлекают. Потому что им предоставлена возможность проявить себя. Не на фоне девочек, а самостоятельно".

Эльнар Нуруллин, ученик: "Если, например, в смешанных классах, спрашивают больше девчонок, потому что они стараются всe время рассказать, выделиться там. То в раздельных классах, где одни мальчики, там уже спрятаться не за кем.

К эксперименту над собой дети относятся со всей серьeзностью. Сверстникам из других школ, где учатся по обычной, смешенной системе, эти гимназисты терпеливо объясняют - у нас не монастырь. Девочки и мальчики всe равно общаются. Но только не на уроках.

Татьяна Кочурова, ученица: "Зря говорят, что без мальчиков нельзя. Можно! Мы общаемся же с ними. Обыкновенно, так же. Так что мы не чувствуем какого-то дискомфорта".

Диляра Мухеметзянова, ученица: "Но если даже получится так, что мы снова воссоединимся с мальчиками, я буду не против".

В одной из московских школ решили пойти ещe дальше. И с помощью раздельного обучения не только повысить успеваемость, но и повлиять на демографическую ситуацию. С начальных классов девочкам внушают, что они - будущие матери. Именно поэтому на головах у учениц венки - символ невесты, а в каждом женском классе - колыбель с куклой. В классе напротив - знаний набираются мальчики. Они по задумке администрации школы - будущие воины. Каждый второклассник здесь уже твeрдо знает, что у него нет выбора, кроме как вырасти мужественным.

Елена Пилипенко, учитель начальных классов: "У нас во многих семьях, скажем так, папы ушли на второй план. И матриархат такой, скажем так, во многих семьях царит. А вот мы стараемся изменить это, чтобы папу всe-таки выдвинуть на первое место".

Владимир Гармаш, директор школы-лаборатории: "Воспитание по "среднеродной" системе - не может сформировать женщину с определeнными качествами. Потому что женщина, в первую очередь - это мать. И всe остальное, в конечном счeте, потом".

По мнению сторонников такого раздельного обучения, мальчики в отдельных классах быстрее растут, меньше болеют, лучше учатся. Девочки, к окончанию школы, уже готовые жeны и матери.

Владимир Базарный, руководитель лаборатории проблем образования: "Надо воссоздавать мужское, женское начало. Сегодня всe размазали! Потому что мы думаем: родился ребeнок - он станет сам по себе - мальчик - мужчиной, женщина - женщиной. Глубоко ошиблись!"

Но есть у системы раздельного обучения и противники. Делить мальчиков и девочек по способностям и предназначению нельзя. Все дети разные, у всех разные способности. А предназначение в жизни должен выбрать сам ребeнок, а не директор его школы.

Марьяна Безруких, директор института возрастной физиологии: "Это чревато, на мой взгляд, очень серьeзными и тяжкими последствиями. Потом мы будем учить мальчиков и девочек общаться. Потом мы будем рассказывать им, что всe-таки между ними много общего. Что они не другие. Что они не с другой планеты".

Девять лет эти школьницы учились отдельно от мальчиков. Но никакие стены и педагогические приeмы не смоги победить взаимный интерес сверстников. То, чего детям не хватает на уроках, они восполняют на переменах.

Валерия Михайлова, ученица 9 класса: "Конечно, хорошо, что мальчики не отвлекают нас на уроках. И довольно хорошо, что у нас успеваемость идeт лучше. Ну, конечно, не хватает нам общения с мальчиками. На переменах мало времени пообщаться… А так, всe хорошо".

Станислав Симин, ученик 9 класса: "Вот, я считаю, если бы мы учились с девочками, по поведению в школе мы бы были, как бы, более аккуратны при них. То есть, меньше бы пакостили при них. Так можно сказать…"

Ведущий: Мальчики налево, девочки направо. Попытка перенести этот туалетный принцип в школу, порождает бездну споров. Свое веское слово готов сказать профессор, академик Российской Академии образования Игорь Кон. Игорь Семенович, добрый день. А вы сторонник раздельного обучения или противник?

Гость: Вы знаете, я видел и то, и другое, и я точно знаю, что совместное лучше.

Ведущий: Какие у вас аргументы?

Гость: Ну, это проблема имеет две стороны: социологическую и психологическую. В социологической, вопрос заключается в том, к чему мы готовим? Поскольку мы готовим заведомо, нравится нам это или нет, но обязательно и мальчики и девочки будут работать и заниматься, так сказать, мы даем им свободный выбор. И для того, чтобы этот выбор был равным, не угнетать ни тех ни других, мы должны им дать в принципе одинаковое образование с тем, чтобы когда они станут взрослыми, они выбрали. Это сделать гораздо проще в условиях совместной школы. А кроме того, опять-таки, совместные школы имеют то преимущество, что ребята привыкают друг к другу, они взаимодействуют сегодня на равных.

Ведущий: Ну, а в чем угнетение, если мальчики отдельно, в девочки тоже отдельно и у них одинаковая программа? Какое угнетение?

Гость: А, ну, во-первых, им друг с другом интересно. Когда ссылаются на то, что у мальчиков и девочек разные способности, это обычно делается без надлежащего знания психологии, потому что действительно мальчики и девочки очень сильно отличаются друг от друга, и мужчины, и женщины, но, тем не менее, это вовсе не мешает им одинаково успешно заниматься самыми разными видами деятельности.

Ведущий: Нет, ну говорят, что девочки быстрее развиваются, года на два, на три опережают мальчиков.

Гость: Дело в том, что как раз к школьному возрасту ситуация уже меняется, просто вот раздельное обучение часто оказывается легче учителям, потому что учитель, который привык работать с более озорными, менее внимательными и так далее мальчиками, у него один стереотип поведения, а учитель, который привык с более послушными и аккуратными девочками, у него другой стереотип. Есть специфические предметы, в которых по причинам очень сложным и разнообразным в одних лучше успевают мальчики, в других лучше успевают девочки.

Ведущий: Например.

Гость: А инженерные дисциплины: математика, физика.

Ведущий: Труд.

Гость: Да, это, так сказать, вот здесь считается, что больше успевают мальчики, а язык, литература и так далее, это считается, что это женские занятия. И вот при совместном обучении эти трудности увеличиваются.

Ведущий: Из ваших предыдущих слов можно было понять, что девочки, которые находятся в классе рядом с мальчиками, находятся с ними рядом на перемене, каким-то образом удерживают их от хулиганства. Это правильно или нет?

Гость: Это правильно. Они как-то смягчают, потому что, когда мальчики находятся целиком в своей среде, там агрессии бывает гораздо больше.

Ведущий: А что мальчики девочкам дают?

Гость: А они дают стимул, от них больше неожиданности, приключения и так далее. К тому же девочки гораздо раньше вообще начинают интересоваться мальчиками, чем наоборот.

Ведущий: Неловко сравнивать, но вот я однажды был на съемках в обезьяннике, где мартышек готовили к космосу, и там были только самцы, и у них появлялись очень нехорошие мысли. Вот этот пример можно перенести на школу? Т.е. как бы отдельное, раздельное обучение, оно не наносит ущерба ориентации, правильной ориентации людей?

Гость: Несомненно в условиях раздельного обучения в особенности интернатного, подчеркиваю, такая дневная школа, ничего там не будет, а вот интернаты и детские дома, там совершенно точно бывает гораздо больше гомосексуального поведения.

Читайте также: