Плюсы и минусы раздельного обучения. Мнение специалиста
Дети пошли в школу, и снова с жаром вспыхнул спор о вреде и пользе раздельного обучения. Опрос, проведенный сразу в нескольких областях, показал, что у подобного метода - неисчислимая армия противников - около 90 процентов. Похожая пропорция и среди учeных. Но давайте всe-таки выслушаем тех, кто доказывают, что мальчикам и девочкам лучше постигать знания обособленно друг от друга.
Репортаж Виктора Аверина.
Вот уже 17 лет в этой казанской гимназии девочек на уроках никто не дeргает за косички и не бросает на парты романтических записок. Мальчики и девочки здесь учатся раздельно. На переменах сверстники встречаются и общаются беспрепятственно, а со звонком делятся на классы по половому признаку. Идеологи раздельного обучения убеждены, у девочек и мальчиков разные интересы, они по-разному усваивают учебный материал. Девочки, например, обучаются быстрее. Чтобы мальчики не были в роли отстающих - их нужно взять и отделить.
Ольга Баклашова, директор гимназии: "Мальчики активнее, мобильнее на уроках, лучше успеваемость. Не потому что девочки отвлекают. Потому что им предоставлена возможность проявить себя. Не на фоне девочек, а самостоятельно".
Эльнар Нуруллин, ученик: "Если, например, в смешанных классах, спрашивают больше девчонок, потому что они стараются всe время рассказать, выделиться там. То в раздельных классах, где одни мальчики, там уже спрятаться не за кем.
К эксперименту над собой дети относятся со всей серьeзностью. Сверстникам из других школ, где учатся по обычной, смешенной системе, эти гимназисты терпеливо объясняют - у нас не монастырь. Девочки и мальчики всe равно общаются. Но только не на уроках.
Татьяна Кочурова, ученица: "Зря говорят, что без мальчиков нельзя. Можно! Мы общаемся же с ними. Обыкновенно, так же. Так что мы не чувствуем какого-то дискомфорта".
Диляра Мухеметзянова, ученица: "Но если даже получится так, что мы снова воссоединимся с мальчиками, я буду не против".
В одной из московских школ решили пойти ещe дальше. И с помощью раздельного обучения не только повысить успеваемость, но и повлиять на демографическую ситуацию. С начальных классов девочкам внушают, что они - будущие матери. Именно поэтому на головах у учениц венки - символ невесты, а в каждом женском классе - колыбель с куклой. В классе напротив - знаний набираются мальчики. Они по задумке администрации школы - будущие воины. Каждый второклассник здесь уже твeрдо знает, что у него нет выбора, кроме как вырасти мужественным.
Елена Пилипенко, учитель начальных классов: "У нас во многих семьях, скажем так, папы ушли на второй план. И матриархат такой, скажем так, во многих семьях царит. А вот мы стараемся изменить это, чтобы папу всe-таки выдвинуть на первое место".
Владимир Гармаш, директор школы-лаборатории: "Воспитание по "среднеродной" системе - не может сформировать женщину с определeнными качествами. Потому что женщина, в первую очередь - это мать. И всe остальное, в конечном счeте, потом".
По мнению сторонников такого раздельного обучения, мальчики в отдельных классах быстрее растут, меньше болеют, лучше учатся. Девочки, к окончанию школы, уже готовые жeны и матери.
Владимир Базарный, руководитель лаборатории проблем образования: "Надо воссоздавать мужское, женское начало. Сегодня всe размазали! Потому что мы думаем: родился ребeнок - он станет сам по себе - мальчик - мужчиной, женщина - женщиной. Глубоко ошиблись!"
Но есть у системы раздельного обучения и противники. Делить мальчиков и девочек по способностям и предназначению нельзя. Все дети разные, у всех разные способности. А предназначение в жизни должен выбрать сам ребeнок, а не директор его школы.
Марьяна Безруких, директор института возрастной физиологии: "Это чревато, на мой взгляд, очень серьeзными и тяжкими последствиями. Потом мы будем учить мальчиков и девочек общаться. Потом мы будем рассказывать им, что всe-таки между ними много общего. Что они не другие. Что они не с другой планеты".
Девять лет эти школьницы учились отдельно от мальчиков. Но никакие стены и педагогические приeмы не смоги победить взаимный интерес сверстников. То, чего детям не хватает на уроках, они восполняют на переменах.
Валерия Михайлова, ученица 9 класса: "Конечно, хорошо, что мальчики не отвлекают нас на уроках. И довольно хорошо, что у нас успеваемость идeт лучше. Ну, конечно, не хватает нам общения с мальчиками. На переменах мало времени пообщаться… А так, всe хорошо".
Станислав Симин, ученик 9 класса: "Вот, я считаю, если бы мы учились с девочками, по поведению в школе мы бы были, как бы, более аккуратны при них. То есть, меньше бы пакостили при них. Так можно сказать…"
Ведущий: Мальчики налево, девочки направо. Попытка перенести этот туалетный принцип в школу, порождает бездну споров. Свое веское слово готов сказать профессор, академик Российской Академии образования Игорь Кон. Игорь Семенович, добрый день. А вы сторонник раздельного обучения или противник?
Гость: Вы знаете, я видел и то, и другое, и я точно знаю, что совместное лучше.
Ведущий: Какие у вас аргументы?
Гость: Ну, это проблема имеет две стороны: социологическую и психологическую. В социологической, вопрос заключается в том, к чему мы готовим? Поскольку мы готовим заведомо, нравится нам это или нет, но обязательно и мальчики и девочки будут работать и заниматься, так сказать, мы даем им свободный выбор. И для того, чтобы этот выбор был равным, не угнетать ни тех ни других, мы должны им дать в принципе одинаковое образование с тем, чтобы когда они станут взрослыми, они выбрали. Это сделать гораздо проще в условиях совместной школы. А кроме того, опять-таки, совместные школы имеют то преимущество, что ребята привыкают друг к другу, они взаимодействуют сегодня на равных.
Ведущий: Ну, а в чем угнетение, если мальчики отдельно, в девочки тоже отдельно и у них одинаковая программа? Какое угнетение?
Гость: А, ну, во-первых, им друг с другом интересно. Когда ссылаются на то, что у мальчиков и девочек разные способности, это обычно делается без надлежащего знания психологии, потому что действительно мальчики и девочки очень сильно отличаются друг от друга, и мужчины, и женщины, но, тем не менее, это вовсе не мешает им одинаково успешно заниматься самыми разными видами деятельности.
Ведущий: Нет, ну говорят, что девочки быстрее развиваются, года на два, на три опережают мальчиков.
Гость: Дело в том, что как раз к школьному возрасту ситуация уже меняется, просто вот раздельное обучение часто оказывается легче учителям, потому что учитель, который привык работать с более озорными, менее внимательными и так далее мальчиками, у него один стереотип поведения, а учитель, который привык с более послушными и аккуратными девочками, у него другой стереотип. Есть специфические предметы, в которых по причинам очень сложным и разнообразным в одних лучше успевают мальчики, в других лучше успевают девочки.
Ведущий: Например.
Гость: А инженерные дисциплины: математика, физика.
Ведущий: Труд.
Гость: Да, это, так сказать, вот здесь считается, что больше успевают мальчики, а язык, литература и так далее, это считается, что это женские занятия. И вот при совместном обучении эти трудности увеличиваются.
Ведущий: Из ваших предыдущих слов можно было понять, что девочки, которые находятся в классе рядом с мальчиками, находятся с ними рядом на перемене, каким-то образом удерживают их от хулиганства. Это правильно или нет?
Гость: Это правильно. Они как-то смягчают, потому что, когда мальчики находятся целиком в своей среде, там агрессии бывает гораздо больше.
Ведущий: А что мальчики девочкам дают?
Гость: А они дают стимул, от них больше неожиданности, приключения и так далее. К тому же девочки гораздо раньше вообще начинают интересоваться мальчиками, чем наоборот.
Ведущий: Неловко сравнивать, но вот я однажды был на съемках в обезьяннике, где мартышек готовили к космосу, и там были только самцы, и у них появлялись очень нехорошие мысли. Вот этот пример можно перенести на школу? Т.е. как бы отдельное, раздельное обучение, оно не наносит ущерба ориентации, правильной ориентации людей?
Гость: Несомненно в условиях раздельного обучения в особенности интернатного, подчеркиваю, такая дневная школа, ничего там не будет, а вот интернаты и детские дома, там совершенно точно бывает гораздо больше гомосексуального поведения.