Многообразные конфликты в школе: ребенок подрался с одноклассниками, стал изгоем
Самые тяжелые проблемы в школе, по мнению большинства детских психологов, до крайности обостряются именно на исходе второго месяца обучения. На это есть целая пропасть объективных причин. Но ребeнку, попавшему в такой переплeт, от этого не легче.
Травля в школе со стороны одноклассников, а нередко и преподавателя, не просто портит настроение, а тянет за собой куда более скорбные последствия, вплоть до самоубийства.
Репортаж Виктора Аверина.
Весь день Кристины расписан по часам. После школы нужно успеть в больницу, а потом домой, чтобы сделать уроки. Передвигаться и писать в тетради ей сейчас трудно. Но девочка уже привыкла. Переломы скоро срастутся, раны заживут и даже нервный шок, испытанный ребeнком, со временем пройдeт. Но начало этого учебного года Кристина всe равно запомнит на всю жизнь. Старшеклассницы вымогали у девочки деньги. Она отказалась платить. Тогда еe подкараулили возле школы и жестоко избили.
Кристина Рябченко, ученица 6 класса: "Они меня повели в угол. Я пошла, потому что взяли меня за шкирку, я встала, они начали меня бить по щекам кулаками".
Потом ребeнка бросили на землю и били ногами. А напоследок вылили на лицо и волосы 3 флакона канцелярской замазки. В больнице врачи обнаружили у Кристины перелом носа и ключицы, сотрясение мозга и ожог слизистой глаз.
Татьяна Рябченко, мама Кристины: "Я просто так это дело не оставлю. Я и в прокуратуру буду ездить, я буду требовать, я буду просить. Потому что это неоднократный случай уже в школе. Просто многие молчат об этом".
Лучше всего о насилии в школе молчат ученики. Но не потому, что боятся говорить. Просто взрослые их об этом редко спрашивают. Считается, что небольшие потасовки среди учеников - обычное дело.
Владик рассказывает, как обычная попытка зашнуровать ботинок привела к тому, что он полгода провeл в больнице и до сих пор не может ходить в школу. Специально или смеха ради ему на спину прыгнул одноклассник и покачался на согнутом в 3 погибели мальчишке. Учительница решила, что дети играют в чехарду, а Владик попал на больничную койку с диагнозом компрессионный перелом позвоночника.
Лолита Почиталина, мама Владика: "Как так можно, не только прыгнуть на спину ребeнку, но и раскачиваться у него на спине. И учитель даже не сняла со спины моего ребeнка Данилу Новосeлова. Такое возможно? Это всe произошло на еe глазах, и она хотела скрыть этот факт".
Учительницу уволили, а провинившегося одноклассника взяли под усиленный контроль. Это несчастный случай - настаивает администрация школы. О сознательном насилии, дескать, не может быть и речи.
Ирина Артемьева, заместитель директора лицея № 130: "Такое могло случиться, к сожалению, не только на школьной перемене, но и во дворе, в любых других местах, где дети играют. Это была игра".
Но маму Владика эти аргументы не убедили. Она намерена судиться с руководством школы, где педагоги не следят за порядком, и получить моральную компенсацию.
И шанс выиграть дело в суде есть. В Ульяновской области родители отсудили у школы 25 тысяч рублей за то, что их ребeнок вернулся домой избитым. Прямо в классе на глазах у учительницы один школьник отобрал у другого мобильный телефон и вдобавок сломал жертве нос. Педагог пыталась помешать драке. Но не смогла.
Василий Зима, старший помощник прокурора Ульяновской области: "С момента, когда учащийся переступает порог, вне зависимости от его возрастной категории, и до тех пор, пока он не покинет стены учебного заведения, образовательное учреждение несeт за него полностью ответственность".
Руководство школы, проиграв в суде, только разводит руками. Не каждый педагог сможет разнять драчунов, которых решать споры чем-то кроме кулаков не научили родители.
Вера Хренкова, директор гимназии № 3: "Всe, что могла сделать учительница, она сделала. Эта хрупкая, маленькая женщина, которая старалась, в общем-то, развести этот конфликт, что она должна была ещe сделать? Каким образом подействовать? У нас сила слова! Ребeнок должен подчиниться требованиям учителя. Он не подчинился".
Родители обвинят во всeм школу и педагогов, а между тем, даже учителя становятся жертвами агрессии учеников. Учитель физики Лариса Фисенко вышла из дома на работу и натолкнулась на своего ученика. Он поджидал педагога у дома, чтобы уговорить поставить ему в четверти не двойку, а тройку. Когда уговоры не подействовали, он достал из кармана нож.
Лариса Фисенко, учитель физики: "А у меня только одна мысль: да такого просто быть не может! И вообще, как же он смеет? И он колол, как хотел".
Учительница оказалась в больнице, а школьник получил долгожданную тройку, окончил школу и поступил в институт. Суд по этому делу ещe не состоялся, но коллектив школы уже раскололся на 2 лагеря. Одни считают, что не нужно обострять конфликты до такой степени, другие убеждены, что учитель не может быть беспринципным.
Татьяна Грехнева, учитель русского языка и литературы: "Если вот сейчас ребeнок не получит наказание довольно строгое, то тогда скажут другие ученики, что всe позволительно, с учителем можно решать таким образом все конфликты! Это же ужасно!"
После 9 ножевых ранений Лариса Фурсенко не оставила работу учителя и не поменяла школу. Она всe так же преподаeт физику и не боится ставить двойку, если ученик не заслужил большего.
Лариса Фисенко, учитель физики: "Я не боюсь детей и никогда не боялась. А то, что произошло - это, наверное, нужно бояться его родителям. Потому что они видно его и воспитали в том плане, что он всего добивался любыми путями. А вот этот недостаток теперь кто-то должен исправлять. Я думаю, что это в будущем к ним вернeтся".
Ведущий: "Чтобы за долгие годы обучения у школьников хоть с кем-нибудь не вспыхнуло конфликта, да такого просто не может быть. Поэтому всем нам, родителям и детям, важно уметь выпутываться из подобных неприятностей. А как это правильно делать, точно знает опытный психолог Марина Ядвинская. Марина Бориславовна, добрый день".
Гость: "Здравствуйте".
Ведущий: "Мальчишки дерутся на перемене. Кто и что с этим должен делать?"
Гость: "Мне кажется, что это нормально. Пусть они немножко подерутся на перемене, потому что очень часто дети слишком перенапрягаются на уроках. Они должны сидеть, еще думать, еще контролировать свои действия. Например, не болтать, не драться на уроке. И поэтому, если они выпускают пар на перемене, ничего страшного, по большому счету".
Ведущий: "Ну, до каких пределов-то?"
Гость: "Ну, понятно до каких, это всегда бывает видно. Если уже начались какие-то увечья. Ну, то есть, дети начинают плакать, всерьез делать друг другу больно. Потому что часто то, что называется драка, это просто возня мальчишек между собой. И, мне кажется, не во всякий конфликт стоит вмешиваться взрослому. Потому что, в принципе, умение разрешать самим конфликты - это важнейшее свойство человека. И дети должны этому учиться".
Ведущий: "Ну, а как понять, если нет никаких увечий, внешне ничего. Все нормально внешне. Как понять, что у ребенка там, в школе, проблемы. Его обижают, унижают".
Гость: "Обычно это видно. Ребенок начинает быть замкнутым, например. Или слишком обидчивым. Или начинает вести себя слишком возбужденно дома. Сладу с ним нету, говорит мама. Доводит маму. То есть, в школе, допустим, не может, как ему хочется ответить обидчику. А, приходя домой, он начинает капризничать,
Ведущий: "На родных отыгрываться".
Гость: "На родных отыгрываться, да. Ну, родители, как правило, у нас сейчас, в основном, очень занятые люди и им не до этих мелочей. Они на это не обращают внимания. И ребенок, получается, этот конфликт загоняет внутрь. Иногда доходит до того, что он отказывается уже идти в школу. С учителем ли это, какой-то конфликт, или какая-то неприятная ситуация для ребенка. С одноклассником. Ну, бывает немножко реже, но тоже достаточно часто, дети начинают болеть. Это тоже симптом".
Ведущий: "Если мы догадываемся или точно знаем, что у ребенка проблемы в школе, он с кем-то конфликтует. Что нам делать? Идти разбираться непосредственно с теми, кто его обижает. Или к учительнице, к завучу, к директору. в министерство образования и в РОНО. Куда?"
Гость: "Некоторые родители идут разбираться с другими родителями обидчика. И иногда это бывает эффектно. Иногда, может быть, и стоит так поступать. Но, мне кажется, более такое разумное, умеренное, нейтральное движение родителей - это попытаться выяснить у учителя. Замечает ли что-то учитель. Причем, выяснить без наездов по возможности".
Ведущий: "Наверное, один из самых паршивых вариантов, это конфликт учителя с учеником. Как выходить из этой ситуации?"
Гость: "Нужна обязательно холодная голова родителей. И попытка договориться с учителем. К сожалению, очень часто конфликт учителя с учеником, бывает, означает некую претензию учителя к родителю, например. Бывает так. Ну, то есть, чего греха таить, что иногда учителю хочется, чтобы родитель организовал дополнительное занятие ребенка этим же учителем. Иногда бывали такие случаи в моей практике, что какой-то ребенок, бог знает почему, вызывал просто личную неприязнь учителя. Тогда, конечно, надо побеспокоиться и попробовать перевести ребенка в другой класс. И, может быть, даже в другую школу. Если не помогает, просто предварительный разговор с учителем какой-то, то, может быть, обратиться к директору. Потому что сам ребенок не в силах этот конфликт разрешить".