В Москве состоялась громкая премьера — впервые на мировой сцене прозвучала опера «Школа жен»
В этом произведении много необычного. Это тот случай, когда текст играет едва ли не большую роль чем музыка. Написал либретто любимый многими театральный режиссер Юрий Любимов. В нем намешаны фрагменты разных произведений, но в глубине лежит что-то очень личное и важное для самого автора.
Самый важный звонок перед премьерой. На том конце провода - Каталин Любимова.
Слова режиссера Игоря Ушакова мужу она, конечно, передаст. О том, что опера "Школа жен", которую Любимов придумал, но не смог репетировать из-за болезни, готова.
О том, что в театре его с нетерпением ждут. И не сомневаются - мэтр еще внесет свои правки и посветит из зала знаменитым фонариком.
Негромким голосом, с мягкой улыбкой - он благодарит артистов и желает удачи. Стиль работы Игоря Ушакова с солистами скорее "антилюбимовский", но именно его - режиссера Большого театра и бывшего коллегу по опере "Князь Игорь" - Любимов уговаривал взяться за постановку. И рассказать историю - для него очень личную.
"История, которую Юрий Петрович изложил в либретто, чем-то похожа на его жизнь, она чем-то похожа на его взаимоотношения как с актерами, так и с системой власти", - говорит режиссер-постановщик оперы "Школа жен" Игорь Ушаков.
Зритель будто получает пропуск в театральное закулисье. Но вместо века XXI оказывается в XVII. А там сам Мольер ведет войну с ленивыми, апатичными актерами. От репетиции к репетиции осознает свое бессилие. И, повторяя слова Томаса Манна, задает главный вопрос оперы: Что за люди эти актёры? Да и люди ли это вообще?
На обычных людей после двух часов грима солисты, кажется, не похожи вовсе. Перед выходом на сцену у каждого будто "вырастает" высокий лоб - такой эффект создает специальная силиконовая шапка-парик. Комичный макияж, как напоминание - эта опера-буффа - балом правит гротеск.
В декорациях, напротив - сплошное изящество. Над ними известный сценограф Борис Мессерер работал больше года. А прежде, чем создать ажурную, будто наполненную светом изнутри конструкцию из лестниц , вместе с Юрием Любимовым отправился во Францию - за вдохновением.
"Мы поехали в Париж, и жили несколько дней в гостинице, стараясь увидеть, что осталось от Мольера, побывать в "Комеди Франсэз" и ощутить современный парижский театр", - рассказывает народный художник РФ Борис Мессерер.
Калейдоскоп стилей, смыслов и текстов. От пьесы "Школа жен" Мольера в "любимовской" опере - только название. В либретто режиссер вплетает строки из Булгакова, Козьмы Пруткова. Музыка - цитатам из классики придает особый, глубокий смысл. Впрочем, каждая нота - вспоминает композитор Владимир Мартынов - рождалась в споре с Любимовым.
"Для него главный человек - Мольер, бунтарь, а для меня главный герой это Людовик XIV, и в опере это отражено", - говорит композитор Владимир Мартынов.
Артисты ждали, что Юрий Любимов сможет приехать хотя бы на генеральный прогон, но режиссер так и не появился. Однако одно свое требование выполнить все же попросил.
За считанные дни до премьеры весь тираж афиш пришлось перепечатать. По воле Юрия Любимова. Свое имя как режиссера-постановщика он попросил убрать. Официально он - автор идеи и либретто. Впрочем, все кто работал над "Школой жен" уверяют - эта опера "любимовская" - по стилю и, главное, по духу.