Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
20 мая 2014, 14:19

В Москве состоялась громкая премьера — впервые на мировой сцене прозвучала опера «Школа жен»

В этом произведении много необычного. Это тот случай, когда текст играет едва ли не большую роль чем музыка. Написал либретто любимый многими театральный режиссер Юрий Любимов. В нем намешаны фрагменты разных произведений, но в глубине лежит что-то очень личное и важное для самого автора.

Самый важный звонок перед премьерой. На том конце провода - Каталин Любимова.

Слова режиссера Игоря Ушакова мужу она, конечно, передаст. О том, что опера "Школа жен", которую Любимов придумал, но не смог репетировать из-за болезни, готова.

О том, что в театре его с нетерпением ждут. И не сомневаются - мэтр еще внесет свои правки и посветит из зала знаменитым фонариком.

Негромким голосом, с мягкой улыбкой - он благодарит артистов и желает удачи. Стиль работы Игоря Ушакова с солистами скорее "антилюбимовский", но именно его - режиссера Большого театра и бывшего коллегу по опере "Князь Игорь" - Любимов уговаривал взяться за постановку. И рассказать историю - для него очень личную.

"История, которую Юрий Петрович изложил в либретто, чем-то похожа на его жизнь, она чем-то похожа на его взаимоотношения как с актерами, так и с системой власти", - говорит режиссер-постановщик оперы "Школа жен" Игорь Ушаков.

Зритель будто получает пропуск в театральное закулисье. Но вместо века XXI оказывается в XVII. А там сам Мольер ведет войну с ленивыми, апатичными актерами. От репетиции к репетиции осознает свое бессилие. И, повторяя слова Томаса Манна, задает главный вопрос оперы: Что за люди эти актёры? Да и люди ли это вообще?

На обычных людей после двух часов грима солисты, кажется, не похожи вовсе. Перед выходом на сцену у каждого будто "вырастает" высокий лоб - такой эффект создает специальная силиконовая шапка-парик. Комичный макияж, как напоминание - эта опера-буффа - балом правит гротеск.

В декорациях, напротив - сплошное изящество. Над ними известный сценограф Борис Мессерер работал больше года. А прежде, чем создать ажурную, будто наполненную светом изнутри конструкцию из лестниц , вместе с Юрием Любимовым отправился во Францию - за вдохновением.

"Мы поехали в Париж, и жили несколько дней в гостинице, стараясь увидеть, что осталось от Мольера, побывать в "Комеди Франсэз" и ощутить современный парижский театр", - рассказывает народный художник РФ Борис Мессерер.

Калейдоскоп стилей, смыслов и текстов. От пьесы "Школа жен" Мольера в "любимовской" опере - только название. В либретто режиссер вплетает строки из Булгакова, Козьмы Пруткова. Музыка - цитатам из классики придает особый, глубокий смысл. Впрочем, каждая нота - вспоминает композитор Владимир Мартынов - рождалась в споре с Любимовым.

"Для него главный человек - Мольер, бунтарь, а для меня главный герой это Людовик XIV, и в опере это отражено", - говорит композитор Владимир Мартынов.

Артисты ждали, что Юрий Любимов сможет приехать хотя бы на генеральный прогон, но режиссер так и не появился. Однако одно свое требование выполнить все же попросил.

За считанные дни до премьеры весь тираж афиш пришлось перепечатать. По воле Юрия Любимова. Свое имя как режиссера-постановщика он попросил убрать. Официально он - автор идеи и либретто. Впрочем, все кто работал над "Школой жен" уверяют - эта опера "любимовская" - по стилю и, главное, по духу.

Читайте также: