Бесценную коллекцию старинных мотоциклов собрал пенсионер из Риги
Это его давняя страсть. Он гонщик-мастер спорта и сумел раздобыть такие двухколёсные машины, которым уже больше сотни лет. Тем не менее они заводятся и ездят, но оседлать их - целое искусство.
Этому мотоциклу уже больше ста лет. Чтобы завести британский "Премьер" 1910 года выпуска - надо приложить немало усилий. Мотор раскручивают педали. Управлять таким железным конем, кажется, целое искусство.
Старенький "Премьер" Альфред Замоцкис считает жемчужиной своей коллекции. По его словам, в мире таких осталось не больше десятка. Есть и еще один гибрид мото- и вело. Разработан в послевоенные годы на Урале. Сначала вместо цепного привода был резиновый валик. Неудобно - поэтому позже его заменили на цепь. Мотор можно и не заводить.
Приходится прикладывать немало сил, чтобы крутить педали. Чтобы использовать такой мотовелосипед, нужно еще и работать над собой!
Чтобы освоить этого железного коня, нужно всего пару дней практики, утверждает Альфред. Спортивные мотоциклы он называет любовью всей своей жизни. Больше 30 лет собирает их по всему миру. Сейчас в его небольшом деревенском гараже - больше двух десятков моделей. FN M60 отличается очень необычной тормозной системой. Правда, надежной ее явно не назовешь. А о клапанах, перекачивающих горючее в двигатель, заботиться нужно с помощью пера.
"Сперва я думал, что надо смазывать масленкой. Это тоже редкая вещь, 30-е годы, я покупал в Германии. А потом на слете один старичок ко мне пришел и говорит: ты что делаешь? Мы же пером смазывали", - рассказывает Альфред Замоцкис.
Спортивная "Ява" 1978 года - мотоцикл - зверь - с внушительного размера шипами - только для ледового спидвея. На нем советские гонщики не раз выигрывали мировое первенство. Шоссейный С12 - 37 лошадиных сил. Легкий и надежный. Свой первый спортивный байк - он, к сожалению, не сохранился, - коллекционер неимоверными усилиями выпросил у родителей в 60-х.
"Мать продала корову, а я купил мотоцикл", - говорит Альфред Замоцкис.
И потом - куда бы не забрасывала Альфреда жизнь - рядом с ним всегда были мотоциклы. Даже в армии. Командиры не раз просили прокатить с ветерком. Почти 20 лет он участвовал в мотогонках на первенствах страны и мира, и в 1975 году получил звание мастера спорта СССР. А через 10 лет - неудачное падение и травма позвоночника. Ушел в тренеры и начал собирать свою коллекцию.
"В последние годы я понял, что это моя миссия. Каждый человек должен что-то сотворить. Я буду делать все, чтобы эти мотоциклы сохранились для людей после меня, внуков", - говорит Альфред Замоцкис.
Свои мотоциклы Альфред не продает никому, хотя желающих купить было немало. На вопрос: "почему?" отвечает тоже вопросом: Как можно расстаться с тем, во что вкладываешь всю душу?